Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск
Том 3, № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF () | PDF

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ 

111-155 31
Аннотация
Любовные граффити бывают двух типов: исповедные и побудительные. Исповедные граффити спонтанны, это выплеск чувств. Любовное признание бывает обычно с именем, но, если надпись сделана буквально под окном, имя отсутствует, часто его заменяет ласковое прозвище, которое для говорящего конкретнее имени. Признание исполнено экспрессии, оно восхваляет адресата, выражает восхищение им. Поздравления обычно связаны с днем рождения или с рождением ребенка. Побудительные граффити продуманны; в них встречаются цитаты из популярных текстов. К этому типу граффити относятся пожелания доброго утра, хорошего настроения, здоровья; просьбы не забывать и вернуться, встречаться и выйти замуж; просьбы о прощении. Они пишутся на асфальте под ногами, на стенах домов, пустырей, помоек. Но адресаты и адресанты не ощущают стилистической какофонии, для них важнее публичный характер высказывания. Граффити должны сделать отношения адресата и адресанта известными окружающим, что повышает их социальный статус. Они не стремятся к эзотерическому языку: надпись должна быть доступна всем. Настоящие интимные отношения формируются перед лицом общественности. В этом смысле любовные граффити напоминают частушку.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 

156-169 96
Аннотация
19-21 мая 2020 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась шестая международная конференция «Демонология как семиотическая система». Раз в два года она становится научной площадкой, где встречаются фольклористы, этнолингвисты, антропологи, историки, культурологи и другие специалисты, исследующие «низшую» мифологию. В задачи конференции входит обмен опытом, полученным при исследовании различного материала: античных текстов, средневековой литературы, этнографических источников XIX-XX вв., новейших полевых данных. Тематика этого мероприятия - демонологические сюжеты и мотивы, номинации мифологических персонажей, их визуальные изображения, ритуальные формы коммуникации с духами, социальные практики различных культур и эпох, связанные со знахарством и колдовством.

СПОСОБЫ ВЕРИФИКАЦИИ СООБЩЕНИЙ: ДОСТОВЕРНОСТЬ И ЕЕ МАРКЕРЫ 

14-27 18
Аннотация
В статье рассматривается характер изображения в устных мифологических рассказах ситуации контакта человека с мифологическим персонажем или явлением с точки зрения оценки говорящим ситуации по степени достоверности. Основным методом исследования является семантический и контекстуальный анализ лексики со значением физического восприятия и вербальных средств, выражающих отношение говорящего к сообщению по шкале «достоверность/ недостоверность». Кроме того, используется сопоставительный анализ с лексикой сказок как текстов иной модальности. Исследование показало, что в мифологических нарративах наблюдается особая маркированность сообщения о мистическом событии - как событии, факт которого может быть подвергнут сомнению и которое, следовательно, воспринимается как невероятное. Мифологическая проза, в отличие от сказки с ее установкой на вымысел, насыщена средствами выражения оценки степени достоверности, причем показатели частотности этих слов значительно превышают общеязыковые. В мифологических рассказах представлены значения обоих концов шкалы достоверности и все описанные в лингвистике типы выражения говорящим оценки своего состояния знания о мире - ситуации простой, категорической и проблематической достоверности.
28-65 16
Аннотация
В статье осуществлена попытка определить «неудобный» жанр легенды. Полагаем, что восприятие действительности возможно только посредством определенного жанра. Легенда обладает только ей присущими способами и средствами видения и понимания действительности. Легенда - это всегда истинный рассказ о невероятном событии. Формула «легендарного жанра» - «невероятно, но факт»; достоверность легенды можно описать формулой «-вероятность,+истинность». В этом кроется огромный потенциал легенды: легенда не просто информирует о событии, она призвана конструировать реальность, повышать или понижать статус объекта (предмета, локуса, человека). Фантастическое событие ввергает человека в состояние психического дискомфорта, преодолеть который человек не стремится. Легенда остается легендой до тех пор, пока человек испытывает когнитивный диссонанс. Когнитивный диссонанс порождает сомнение, «колебание» (Цв. Тодоров) рассказчика, которое, в свою очередь, является важнейшей характеристикой природы легендарных текстов. Приметы колебания, сомнения рассказчика всегда проникают в текст легенды: он снабжен не только маркерами истинности, но и маркерами невероятности. Колебание рассказчика передается слушателю. В этом залог сохранности легенды во времени.
66-83 32
Аннотация
Рассказы о сновидениях проблематично оценивать с точки зрения достоверности произошедшего, несмотря на то что противопоставление «явь - сон» считается культурной универсалией. Данная задача многократно осложняется, если обратиться к такому материалу, как описания осознанных сновидений (lucid dreams). В статье рассматриваются различные типы сообщений, представленные на форуме «Хакеры сновидений». Это интернет-сообщество является крупнейшей русскоязычной площадкой для публикации подобных текстов.Дримхакеры считают, что сновидениями можно управлять, создавать общие для разных сновидцев карты приснившихся мест и объектов, совместно переживать сновидческие сюжеты. В рассказах участников форума встречаются и упоминания о том, что из сна в явь возможно перенести определенные предметы («талисманы») и что после сна на теле сновидца иногда остаются следы - царапины, раны и т. п. Подобные представления размывают границу между сном и бодрствованием, ставят под сомнение достоверность самой реальности.Кроме того, в статье анализируются основные функции картографирования lucid dreams , важнейшая из которых - повысить «осознанность», то есть достичь ключевого состояния сознания для дримхакеров.
84-110 14
Аннотация
Анализ дохристианской балтийской культуры, ядром которой является языческая религиозная логика, поднимает проблему достоверности ее письменности. В статье рассматривается мифологическая информация, связанная с праздником урожая зерновых (Санбориос/Сабариос), которая была записана Маттеусом Преторием в работе "Deliciae Prussicae", или «Прусский театр» (конец XVII века), и производится ее верификация. Последовательно обсуждаются интерпретации, проведенные в XIX-XXI вв. учеными, исследовавшими зафиксированный М. Преторием мифологический материал о празднике урожая зерновых (Санбориос/Сабариос). Контекст проведенных в то время исследований показал, что ученые до сих пор давали разную оценку достоверности мифологического материала М. Претория: не ставили под сомнение его подлинность и использовали ее в своих работах; заметили проблему подлинности, но не пытались ее решить. Исследование показало, что мифологический материал, записанный М. Преторием и имеющий непосредственное отношение к празднику урожая зерновых (Санбориос/Сабариос), следует считать подлинным и достоверным.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)