Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

«Сад на помойке», или Любовное граффити как публичное высказывание

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-3-111-155

Полный текст:

Аннотация

Любовные граффити бывают двух типов: исповедные и побудительные. Исповедные граффити спонтанны, это выплеск чувств. Любовное признание бывает обычно с именем, но, если надпись сделана буквально под окном, имя отсутствует, часто его заменяет ласковое прозвище, которое для говорящего конкретнее имени. Признание исполнено экспрессии, оно восхваляет адресата, выражает восхищение им. Поздравления обычно связаны с днем рождения или с рождением ребенка. Побудительные граффити продуманны; в них встречаются цитаты из популярных текстов. К этому типу граффити относятся пожелания доброго утра, хорошего настроения, здоровья; просьбы не забывать и вернуться, встречаться и выйти замуж; просьбы о прощении. Они пишутся на асфальте под ногами, на стенах домов, пустырей, помоек. Но адресаты и адресанты не ощущают стилистической какофонии, для них важнее публичный характер высказывания. Граффити должны сделать отношения адресата и адресанта известными окружающим, что повышает их социальный статус. Они не стремятся к эзотерическому языку: надпись должна быть доступна всем. Настоящие интимные отношения формируются перед лицом общественности. В этом смысле любовные граффити напоминают частушку.

Об авторе

М. В. Строганов
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН; Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
Россия


Список литературы

1. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. СПб.: СПбГУ; Амфора, 2004. 312 с.

2. Адоньева С.Б. Прагматика частушки // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 156-178.

3. Бажкова Е.В., Лурье М.Л., Шумов К.Э. Городские граффити // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С. 430-448.

4. Башкатов И.П., Стрелкова Т.С. Характеристики молодежно-подросткового граффити // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 141-145.

5. Березин С.В. Графическая символика районных молодежных группировок г. Кирова как способ самоидентификации // Вятский родник: Сборник материалов девятой научно-практической конференции «Вятский фольклор: культурно-психологическая идентичность и народная культура». Киров: Кировский областной Дом народного творчества, 2008. С. 108-112.

6. Березин С.В. Короны на стенах: некоторые аспекты графической символики неформальных молодежных группировок г. Кирова // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Оренбург, 1-5 июля 2009 г. / Ред. В.А. Тишков [и др.]. Оренбург: ОГАУ, 2009. С. 270.

7. Бушнелл Д. Грамматика настенных надписей // Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп: Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1990. С. 93-106.

8. Волобоев А.Н. Теоретические подходы к изучению графических изображений в подростково-молодежной среде // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. № 6. С. 25-27.

9. Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-ХIV вв. Вып. 1. Киев: Наукова думка, 1966. 239 с.

10. Высоцкий С.А. Средневековые надписи Софии Киевской: (по материалам граффити XI-XVII вв.). Киев: Наукова думка, 1976. 455 с.

11. Высоцкий С.А. Киевские граффити XI-ХVII вв. Киев: Наукова думка, 1985. 207 с.

12. Коршунков В.А. «Лёша, я скучаю!»: современные неформальные граффити-послания Вятского края // Герценка: Вятские записки / Сост. Н.П. Гурьянова; науч. ред. В.А. Коршунков. Вып. 20. Киров: Кировская универсальная государственная областная научная библиотека, 2011. С. 135-152.

13. Лурье М.Л. Граффити // Русский школьный фольклор: от «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. М.: Лабиринт, 1998. С. 518-529.

14. Маисеева Е.В. Граффити провинциального города: (коммуникативный подход) // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2013. Т. 13. Сер. Социология. Политология. Вып. 1. С. 41-46.

15. Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора XI-XIV вв. М.: Наука, 1978. 311 с.

16. Пушкарев Л.Н. Новые формы бытования творчества фронтовиков // Пушкарев Л.Н. По дорогам войны: Воспоминания фольклориста-фронтовика. М.: ИРИ РАН, 1995. С. 102-114.

17. Сентябова Е.И. "Do It Yourself": аспекты самоидентификации панк-движения: (по материалам г. Кирова) // Вятский родник: Сборник материалов девятой научно-практической конференции «Вятский фольклор: культурно-психологическая идентичность и народная культура». Киров: Кировский областной Дом народного творчества, 2008. С. 103-107.

18. Строганов М.В. Еще тверские стихотворения Пушкина? // «Я в губернии Тверской…»: Научно-практическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина: Доклады и сообщения. Тверь: Тверское обл. книжно-журнальное изд-во, 1999. С. 14-19.

19. Волга - русская река / Подг. текста и вступ. ст. М.В. Строганова, Ф.Г. Ходакова // Труды ВИЭМ: Новоторжский сборник. Вып. 4. Тверь: СФК-Офис, 2012. С. 281-292.

20. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 1997. 132 с.

21. Тылик А.Ю. «Уличное искусство»: опыт эстетического анализа: автореф. дис.. канд. филос. наук. Санкт-Петербургский государственный университет, СПб., 2016. 20 с.

22. Хорева Е.А., Хорева О.В. Граффити как социально-психологическое явление [Электронный ресурс] // IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум - 2017». URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017030097 (дата обращения 31 января 2019).


Для цитирования:


Строганов М.В. «Сад на помойке», или Любовное граффити как публичное высказывание. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020;3(3):111-155. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-3-111-155

For citation:


Stroganov M.V. “Scrapyard gardens”, or romantic graffiti as public statements. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2020;3(3):111-155. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-3-111-155

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)