Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Ежи-оборотни в китайских текстах X–XIX вв.

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-1-10-26

Аннотация

В китайской культуре духи-ежи относятся к нескольким типам духов. Это могут быть звери-оборотни, которые превращаются в людей и взаимодействуют с человеком. В отличие от других животных, например лис, ежи-оборотни не были очень популярными персонажами, несколько рассказов о них представлены в «Тайпин гуан цзи», «Тайпин юй лань» (X в.), а также в сборнике рассказов об удивительном «Куй чэ чжи» (XII в.). В большинстве случаев ежи в образе пожилых людей, у которых сохраняются некоторые зооморфные черты, встречаются с людьми во дворе или в доме и не причиняют им вреда. Другой тип ежей-оборотней – это священные животные, чей культ получил распространение при династии Цин и остается популярным до сих пор. Эти духи, поселяясь в семье, обеспечивают ей процветание и получают способность к оборотничеству только после достижения бессмертия. Рассказы о различных духах-ежах представлены в сборнике Ли Цинчэна «Рассказы Цзуйча об удивительном» («Цзуйча чжигуай»), изданном в 1892 г. Эти истории произошли в г. Тяньцзине, где был очень популярен культ белой ежихи. В некоторых из них персонаж обладает особенностями, характерными для разных типов духов.

Об авторе

О. М. Мазо
Российский государственный гуманитарный университет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Ольга М. Мазо, доцент

125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 



Список литературы

1. Алимов 2008 – Алимов И.А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. СПб.: Наука, 2008. 284 с.

2. Алимов И.А., Кравцова 2014 – Алимов И.А., Кравцова М.Е. История китайской классической литературы с древности и до XIII в.: поэзия, проза: В 2 ч. СПб.: Петербургское востоковедение, 2014. Ч. 1. 1408 с.; Ч. 2. 1408 с.

3. де Гроот 2000 – Гроот Я.Я.М., де. Демонология Древнего Китая. СПб.: Евразия, 2000. 346 с.

4. Рифтин 1972 – Рифтин Б.Л. Герои и сюжеты китайских сказок // Китайские народные сказки. М.: Худ. лит., 1972. С. 5–24.

5. Рифтин, Хасанов 1977 – Рифтин Б.Л., Хасанов М.А. Художественный мир дунганской сказки // Дунганские народные сказки и предания / Сост. Б. Рифтин, М. Хасанов. М.: Наука, 1977. С. 5–34.

6. Тертицкий 2006 – Тертицкий К.М. Культ лисицы в Маньчжурии (19201940-е годы) // Религиозный мир Китая 2005. М.: РГГУ. С. 273–305. (Серия Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности, вып. 9 / Под ред. И.С. Смирнова.)

7. Li Wei-tsu 1948 – Li Wei-tsu. On the Cult of the Four Sacred Animals (四 大門) in the Neighbourhood of Peking. Folklore Studies. 1948. No. 7. P. 1–94.

8. Е Тао 1994 – Е Тао. Чжунго цзинцзюй сису [Традиции китайской пекинской оперы]. Сиань: Шэньси жэньминь чубаньшэ, 1994. 249 p.

9. Ли Цзюньлин, Дин Жуй 2014 – Ли Цзюньлин, Дин Жуй. Цзиньдай Бэйцзиндэ сы да мэнь синьян сань ти [Три вопроса современных верований о четырех священных животных в г. Пекине] // Миньсу яньцзю. 2014. № 1. С. 152–159.

10. Ли Цяо 1996 – Ли Цяо. Чжунго ханъе шэнь [Китайские божества-покровители профессий]. Тайбэй: Юньлун чубаньшэ, 1996. Т. 2. 245 p.

11. Лю Чжэнъай 2007 – Лю Чжэнъай. Дунбэй дицюй дисянь синьяндэ жэньлэйсюэ яньцзю [Антропологическое исследование верований в земных бессмертных на северо-востоке Китая] // Гуанси миньцзу дасюэ сюэбао (чжэсюэ шэхуэй кэсюэбань). 2007. № 2. С. 15–20.


Рецензия

Для цитирования:


Мазо О.М. Ежи-оборотни в китайских текстах X–XIX вв. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020;3(1):10-26. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-1-10-26

For citation:


Mazo O.M. Were-hedgehogs in Chinese texts of the 10th – 19th centuries. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2020;3(1):10-26. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-1-10-26

Просмотров: 1544


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)