Древний народ, предки или демоны? Мифоним чуд (‘чудь’, ‘нечистый дух’) в коми-пермяцком языке и фольклоре
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-3-103-136
Аннотация
Из русского фольклора представления о чуди – древнем народе, как и его название, были заимствованы в иноэтничные устные традиции. В коми-пермяцком языке лексема чудь претерпела не только фонетическую (чуд, мн. ч. чуддэз), но и семантическую трансформацию. Авторов статьи привлекло развитие у этой лексемы значения ‘нечистая сила’. Мы анализируем существующие гипотезы, объясняющие этот смысловой сдвиг, а также характеризуем современное состояние устной традиции. В работе выделяются фольклорно-мифологические и языковые факторы двух типов – как те, которые способствуют сближению фольклорных образов чуди и чудов, так и те, которые препятствуют их смешению. Как и в русских говорах, в коми-пермяцком языке прослеживается «притяжение» лексемы чудь к другим (заимствованным) словам с начальным компонентом чуд- (чудо, чудотворец, чуди́ччыны ‘чудиться’ и т. п.). По мере распространения билингвизма в это морфосемантическое поле встраиваются прилагательные чудливöй, чудскöй и т. п., которые используются в мифологических хрононимах, обозначающих давнюю эпоху, когда жила чудь или когда нечистая сила была более активной, чем теперь. В коми-пермяцком языке количество номинаций на основе компонента чуд увеличивается (баня чуд, кузнеча чуд, öвин чуд и др.), у лексемы развивается ряд специальных демонологических значений (‘дух бани’, ‘дух дома’, ‘дух леса’ и др.) У северных коми-пермяков представления о чуди включается в особую мифо-ритуальную традицию, связанную с коллективным поминовением предков, лексема чуд ‘древний народ’ встает в ряд особых наименований умерших (важ отир, пöрись отиррез и др.), способных наказывать за отсутствие положенного обряда. Наличие подобных представлений является одним из факторов, препятствующих смешению чуди – древних жителей края и чудов – нечистой силы на этой территории.
Ключевые слова
Об авторах
С. Ю. КоролёваРоссия
Светлана Ю. Королёва, кандидат филологических наук
614068, Пермь, ул. Букирева, д. 15
119334, Москва, Ленинский пр-кт, д. 32-А
Ю. А. Шкураток
Россия
Юлия А. Шкураток, кандидат филологических наук
614068, Пермь, ул. Букирева, д. 15
Список литературы
1. Агеева 1990 – Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М.: Наука, 1990. 254 с.
2. Березович 2001 – Березович Е. О некоторых аспектах концепта чуда в языковой и фольклорной традиции Русского Севера // Концепт чуда в славянской и еврейской традиции / отв. ред. О.В. Белова. М.: Пробел, 2001. С. 95–115.
3. Березович 2010 – Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Мифопоэтический образ пространства. М.: КомКнига, 2010. 235 с.
4. Березович, Иванова 2023 – Березович Е.Л., Иванова Е.Э. К реконструкции имен мифических народов в горной мифонимии Урала // Уральский исторический вестник. 2023. № 4. С. 132–142.
5. Бессонов 2016 – Бессонов И.А. Мордовский эпос о Тюште и русские и финно-угорские предания о чуди // Традиционная культура. 2016. № 4. С. 54–66.
6. Богданов 2013 – Богданов К. Чудак, чувак и чукча: Историко-филологический комментарий к одному анекдоту // Русский политический фольклор: Исследования и публикации / ред.-сост. А. Панченко. М.: Новое издательство, 2013. С. 116–125.
7. Голева 2009 – Голева Т.Г. Мифологические персонажи зимних святок у коми-пермяков // Традиционная культура. 2009. № 2. С. 81–92.
8. Голева 2011 – Голева Т.Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. СПб.: Маматов, 2011. 272 с.
9. Голева 2013 – Голева Т.Г. Предания коми-пермяков о древнем населении Прикамья в современных записях // Этнокультурное наследие пермских финнов: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию Л.С. Грибовой / сост. и науч. ред. С.М. Аристова. Кудымкар: [Б. и.], 2013. С. 140–144.
10. Голева 2024 – Голева Т.Г. Юмористические сюжеты в коми-пермяцких преданиях о древнем населении края // Гуманитарные исследования: История и филология. 2024. № 13. С. 27–40. URL: https://lk.pspu.ru/shared/Гуманитарные_исследования_2024_13_История%20и%20филология.pdf (дата обращения: 25.10.2024).
11. Грибова 1975 – Грибова Л. С. Пермский звериный стиль (Проблемы семантики). М.: Наука, 1975. 145 с.
12. Грибова 2003 – Грибова Л.С. Чудь по коми-пермяцким преданиям и верованиям / Подгот. к публ. П.Ф. Лимеров // Арт. 2003. № 4. С. 102–118.
13. Гусев 1952 – Гусев Д.И. Поносовский колхоз «Правда»: Опыт монографического описания. Кудымкар: Коми-Перм. гос. изд-во, 1952. 160 с.
14. Дранникова, Ларсен 2008 – Дранникова Н.В., Ларсен Р. Образ «чуди» в фольклоре народов Европейского Севера // Чудь в устной традиции Архангельского Севера / под ред. Н.В. Дранниковой. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 2008. С. 19–44.
15. Иванова 2021 – Иванова А.А. Предания о чуди Зюздинского края // Живая старина. 2021. № 4. С. 6–9.
16. Иванова, Калуцков 2021 – Иванова А.А., Калуцков В.Н. Предания о чуди Верхокамья и Пинежья: к проблеме локальной идентичности фольклорной традиции // Живая старина. 2021. № 4. С. 2–6.
17. Климов 1974 – Климов В.В. Заметки к преданиям о чуди // Вопросы лингвистического краеведения Прикамья / ред. А.С. [Кривощёкова]-Гантман. Вып. 1. Пермь: [Б. и.], 1974. С. 121–123.
18. Кормина 2001 – Кормина Ж. Чудо в народной традиции: концепт и риторика // Концепт чуда в славянской и еврейской традиции / отв. ред. О.В. Белова. М.: Пробел, 2001. С.116–129.
19. Королёва, Кротова-Гарина 2021 – Королёва С.Ю., Кротова-Гарина А.В. Предки: мифологические персонажи и их названия в устной традиции коми-пермяков // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021. № 4. 10–39.
20. Королёва, Четина 2016 – Королёва С.Ю., Четина Е.М. Юкся, Пукся, Бора, Мока и другие «чудские родители» // Арт. 2016. № 3. С. 131–150.
21. Королёва, Шкураток 2018 – Королёва С.Ю., Шкураток Ю.А. Чудь и чуды: к проблеме соотношения персонажей и их номинаций в коми-пермяцком фольклоре // Демонология как семиотическая система: Материалы V Международной научной конференции / сост. и ред. О.Б. Христофорова, Д.И. Антонов. М.: РГГУ, 2018. С. 78–84.
22. Кривощёкова-Гантман 1974 – Кривощёкова-Гантман А.С. К проблеме пермской чуди // Вопросы лингвистического краеведения Прикамья / отв. ред. А.С. Гантман. Вып. 1. Пермь: [Б. и.], 1974. С. 132–142.
23. Криничная 2004 – Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М.: Академический проект. Гаудеамус, 2004. 1005 с.
24. Лимеров 1998 – Лимеров П.Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1998. 128 с.
25. Лимеров 2003 – Лимеров П.Ф. Чудь в исследованиях Л.С. Грибовой // Арт. 2003. № 4. С. 99–101.
26. Лимеров 2009 – Лимеров П.Ф. Образ чуди в коми фольклоре // Известия Уральского гос. ун-та. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2009. № 1–2. С. 81–90.
27. Лимеров 2020 – Лимеров П.Ф. Легенды о чуди: предки, не принявшие новую веру // Словесность и история. 2020. № 2. С. 64–78. 406 с.
28. Лимеров 2022 – Лимеров П.Ф. Нарративы христианизации в формировании коми литературной традиции (XIV – начало XX в.). Тарту: Научное изд-во ЭЛМ, 2022.
29. Лыткин 1952 – Лыткин В.И. Древнепермский язык: чтение текстов, грамматика, словарь. М.: АН СССР, 1952. 176 с.
30. Моряхина 2014 – Моряхина К.В. К вопросу о классификации легенд о пермской чуди // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. 2014. № 9. С. 81–86.
31. Никитина 1997 – Никитина Л.А. «Чудь» и «чуды» в коми-пермяцких преданиях, легендах и быличках // Коми-пермяки и финно-угорский мир: Материалы I Международной конференции / сост. А.С. Савельев. Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 1997. С. 284–288.
32. Панченко 2013 – Панченко А.А. Паны, литовцы, чудаки и прочие: кто все эти люди и что всё это значит? (Псевдоэтнонимы и коллектив- ная память в русской крестьянской культуре) // Россия – Запад – Восток: литературные и культурные связи. Вып. 1: Межэтнические и межконфессиональные связи в русской литературе и фольклоре / редкол.: В.Е. Багно и др. СПб.: Ин-т русской литературы РАН, 2013. С. 127–136.
33. Полякова 1974 – Полякова Е.Н. Проблема пермской чуди в лингвистическом аспекте // Вопросы лингвистического краеведения Прикамья / отв. ред. А.С. Гантман. Вып. 1. Пермь: [Б. и.], 1974. С. 124–131.
34. Полякова 1991 – Полякова Е.Н. Память языка: Рассказы о лексике пермских памятников письменности и говоров. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1991. 206 с. Пономарёва 2016 – Пономарёва Л.Г. Речь северных коми-пермяков. М.: Языки народов мира, 2016. 514 с.
35. Попова 1999 – Попова Э.Ю. Этнонимия Русского Севера: Дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 1999. 177 с.
36. Раденковић 2017 – Раденковић Љ. Подне и подневни демони код Словена // Зборник Матице српске за славистику. 2017. № 91. С. 9–21.
37. Рассыхаев 2023 – Рассыхаев А.Н. Коми предания об освоении Вишерского края // Ежегодник финно-угорских исследований. 2023. № 4. С. 507–519.
38. Рочев 1985 – Рочев Ю.Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. Сыктывкар: Изд-во Коми филиала АН СССР, 1985. 26 с.
39. Цыпанов 2020 – Цыпанов Е. Семантика этнонима чудь в коми языке // Linguistica Uralica. 2020. Vol. 56. No. 1. С. 53–63.
40. Чагин 2010 – Чагин Г.Н. В.П. Налимов и этнография иньвенских коми-пермяков // Очерки по этнографии финно-угорских народов / ред.-сост. А.Е. Загребин, В.Э. Шарапов. Ижевск; Сыктывкар: Изд-во Удмуртского ин-та истории, языка и литературы УрО РАН, 2010. С. 147–167.
41. Чугаева 2015 – Чугаева С.В. Человек и Смерть (на материале погребальных и поминальных обрядов коми-пермяков). М.: Триумф, 2015. 256 с.
42. Oinas 1968 – Oinas F.J. Legends of the Chuds and pans // The Slavic and East European Journal. 1968. Vol. 12. No. 2. P. 184–198.
Рецензия
Для цитирования:
Королёва С.Ю., Шкураток Ю.А. Древний народ, предки или демоны? Мифоним чуд (‘чудь’, ‘нечистый дух’) в коми-пермяцком языке и фольклоре. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2025;8(3):103-136. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-3-103-136
For citation:
Koroleva S.Yu., Shkuratok Yu.A. Ancient people, ancestors, or demons? The mythonym chud (‘the Chuds’, ‘evil spirit’) in the Komi-Permyak language and folklore. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2025;8(3):103-136. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-3-103-136