Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Насилие и допрос: практики экзорцизма в русской агиографии

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2019-2-4-50-71

Аннотация

Статья посвящена двум мотивам, связанным с экзорцизмом в русской средневековой агиографии: насилию над демоном и расспросам духа. Эти мотивы связаны с тремя сюжетными схемами, которые часто встречаются в христианской литературе: насилию может подвергаться либо демон, явившийся человеку в видении, либо бес, контакт с которым происходит наяву (избиение демона в «собственной» личине), либо дух, вошедший в чужое тело. Последняя ситуация имеет аналоги в ритуалах, практикуемых в разных христианских сообществах: избиение одержимого, реальное или символическое, – распространенная практика экзорцизма, которая коррелирует с рассказами об избиении демонов святыми. Расспрашивание духа, который говорит устами бесноватого, также известный ход, применяемый в различных ритуалах изгнания и получавший обоснование во многих текстах. В работе обе практики анализируются на основе русских переводных мартириев (Марины/Маргариты Антиохийской, Иулиании Никидийской, Никиты Бесогона, Ипатия Гангрского и др.) и оригинальных житий. Сосуществование разных моделей экзорцизма («физического» и спиритуального) показано на примере двух автобиографических житий второй половины XVII в. – протопопа Аввакума и инока Епифания.

Об авторе

Д. И. Антонов
Российский государственный гуманитарный университет; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

доктор исторических наук, доцент

125993, Москва, Миусская пл., д. 6; 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1



Список литературы

1. Агапкина 2010 – Агапкина Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М.: Индрик, 2010. 824 с.

2. Антонов 2010 – Антонов Д.И. «Беса поймав, мучаше…»: Избиение беса святым: демонологический сюжет в книжности и иконографии средневековой Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 1 (39). С. 61–75.

3. Антонов 2013 – Антонов Д.И. Падшие ангелы vs черти народной демонологии // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 2. М.: Индрик, 2013. С. 9–32.

4. Державина 1965 – Державина О.А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М.: Наука, 1965. 439 с.

5. Игина 2009 – Игина Ю.Ф. Ведовство и ведьмы в Англии: Антропология зла. СПб.: Алетейя, 2009. 327 с.

6. Крушельницкая 1996 – Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе: Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исследования и тексты. СПб.: Наука, 1996. 365 с.

7. Лавров 2000 – Лавров А.С. Колдовство и религия в России (1700–1740 гг.). М.: Древлехранилище, 2000. 576 с.

8. Лазарев 1983 – Лазарев В.Н. Московская школа // Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М.: Искусство, 1983. С. 81–126.

9. Лённгрен 2000 – Лённгрен Т.П. Соборник Нила Сорского: В 3 ч. Ч. 1. М.: Языки славянской культуры, 2000. 472 c.

10. Лённгрен 2002 – Лённгрен Т.П. Соборник Нила Сорского: В 3 ч. Ч. 2. М.: Языки славянской культуры, 2002. 515 с.

11. Лённгрен 2004 – Лённгрен Т.П. Соборник Нила Сорского: В 3 ч. Ч. 3. М.: Языки славянской культуры, 2004. 582 с.

12. Махов 2006 – Махов А.Е. Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии: Опыт словаря. М.: Intrada, 2006. 416 с.

13. Махов 2007 – Махов А.Е. Демонология Святых Отцов как метафорическая структура // Одиссей: Человек в истории: История как игра метафор: метафоры истории, общества и политики / Под ред. А.Я. Гуревича. М.: Наука, 2007. С. 38–81.

14. Мельникова 2011 – Мельникова Е.А. «Воображаемая книга»: очерки по истории фольклора о книгах и чтении в России. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2011. 182 с.

15. Молдован 2000 – Молдован А.М. Житие Андрея Юродивого в славян ской письменности. М.: Азбуковник, 2000. 759 с.

16. Петрухин 2000 – Петрухин В.Я. «Боги и бесы» русского Средневековья: род, рожаницы и проблема древнерусского двоеверия // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология / Отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2000. С. 314–343.

17. Пигин 1998 – Пигин А.В. Из истории русской демонологии ХVII века: Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 266 с.

18. Райан 2006 – Райан В.Ф. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России. М.: НЛО, 2006. 718 с.

19. Сисиниева легенда 2017 – Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы / Отв. ред. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2017. 855 с.

20. Смилянская 2002 – Смилянская Е.Б. «Суеверное письмо» в судебно-следственных документах XVIII в. // Отреченное чтение в России XVII–XVIII веков / Отв. ред. А.Л. Топорков, А.А. Турилов. М.: Индрик, 2002. С. 75–98.

21. Смилянская 2003 – Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М.: Индрик, 2003. 462 с.

22. Христофорова 2013 – Христофорова О.Б. Икота: мифологический персонаж в локальной традиции. М.: РГГУ, 2013. 304 с.

23. Христофорова 2016 – Христофорова О.Б. Одержимость в русской деревне. М.: Неолит, 2016. 392 с.

24. Черная 2008 – Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. М.: Языки славянских культур, 2008. 463 с.

25. Brakke 2003 – Brakke D. The Lady Appears: Materializations of “Woman” in Early Monastic Literature // Journal of Medieval and Early Modern Studies. 2003. Vol. 33. No. 3. P. 387–402.

26. Dresvina 2012 – Dresvina J. The Significance of the Demonic Episode in the Legend of St. Margareth of Antioch // Medium Aevum. 2012. Vol. 81. No. 2. P. 189–209.

27. Grey 2005 – Grey C. Demoniacs, Dissent, and Disempowerment in the Late Roman West: Some Case Studies from the Hagiographical Literature // Journal of Early Christian Studies. 2005. Vol. 13. No. 1. P. 39–69.

28. Johnston 2002 – Johnston S.I. The Testament of Solomon from late Antiquity to the Renaissance // The Metamorphosis of Magic from Late Antiquity to the Early Modern Period / Ed. by J.N. Bremmer and J.R. Veenstra. Leuven, Paris, Dudley (MA): Peeters, 2002. P. 35–50.

29. Mango 1992 – Mango C. Diabolus Byzantinus // Dumbarton Oaks Papers. 1992. Vol. 46. P. 215–223.

30. Tamm 2003 – Tamm M. Saints and the Demoniacs: Exorcistic Rites in Medieval Europe (11 th –13 th Century) // Folklore. 2003. Vol. 23. P. 7–24.


Рецензия

Для цитирования:


Антонов Д.И. Насилие и допрос: практики экзорцизма в русской агиографии. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2019;2(4):50-71. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2019-2-4-50-71

For citation:


Antonov D.I. Violence and interrogation: Exorcism in Russian hagiography. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2019;2(4):50-71. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2019-2-4-50-71

Просмотров: 308


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)