Губительное бессмертие: мотив перехитренного кузнеца в польской народной сказке
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-1-54-68
Аннотация
Во многих текстах славянского фольклора, в том числе в народной сказке, нашли отражение представления о демонических свойствах людей неаграрных профессий. В частности, к ним относится герой настоящего анализа, а именно кузнец.
Главная задача исследования состоит в выявлении своеобразия сказочного мотива перехитренного кузнеца. Нас будут интересовать особенности его поведения, формы взаимодействия с другими персонажами, атрибуты освоенного им ремесла, выполняемые им функции, а также его посмертный статус.
Сказочный образ кузнеца во многом соответствует его восприятию в традиционной культуре, в которой он относился к категории «чужой среди своих» из-за специализированных знаний и умений. Итак, герой нашего исследования практикует магию, сговаривается с нечистой силой, злоупотребляет алкоголем, а также чрезмерно пристрастен к материальным благам. Кроме того, он проявляет пренебрежительное отношение к смерти, не позволяя ей исполнить свои обязанности. Поскольку смерть мыслится залогом гармонии и равновесия, поведение кузнеца следует признать особенно опасным, нарушающим божественный порядок мира. Сказочному кузнецу присущи черты мифологического трикстера, использующего трюк с целью победить своего противника или получить доступ к определенным благам. Как ловкач и дьявольский сообщник, приобретающий земное богатство с помощью потусторонних сил, ремесленник вписывается в деревенское представление об обреченном на проклятие грешнике, что сказывается на его посмертной участи. Источником для анализа послужили варианты сюжетного типа T 330A “Kowal i diabli (Śmierć na gruszy)” («Кузнец и черти (Смерть на груше)»; ATU 330 “The Smith and the Devil”).
Список литературы
1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 237 c.
2. Никитин А.В. Русское кузнечное ремесло XVI-XVII вв. М.: Наука, 1971. 84 с.
3. Новик Е.С. Структура сказочного трюка // От мифа к литературе: Сб. в честь семидесятипятилетия Е.М. Мелетинского / Сост. С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик. М.: РГГУ, 1993. С. 139-152.
4. Bystroń J.S. Komizm. Wrocław: Ossolineum, 1960. 438 s.
5. Eliade M. Kowale i alchemicy. Przeł. A. Leder. Warszawa: Aletheia, 2007. 246 s.
6. Jasiewicz Z. Studia historyczno-etnograficzne nad kowalstwem wiejskim w Wielkopolsce. Poznań: Wydawnictwo Uniwersytetu im. Adama Mickiewicza w Poznaniu, 1963. 287 s.
7. Karczmarzewski A. Kowalstwo ludowe południowo- wschodniej Małopolski. Rzeszów: Muzeum Okręgowe w Rzeszowie, 1976. 287 с.
8. Kowalski P. Kultura magiczna. Omen, przesąd, znaczenie. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2007. 653 s.
9. Ługowska J. W świecie ludowych opowiadań. Teksty, gatunki, intencje narracyjne. Wrocław: Wydawnictwo Uniwersytetu Wrocławskiego, 1993. 236 s.
10. Poprzęcka M. Kuźnia: mit, alegoria, symbol. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1972. 214 s.
11. Rzepnikowska I. Представления о смерти в сказочной и несказочной прозе // Slavia Orientalis. 2019. Vol. 68. S. 123-135.
12. Zadurska O. Naznaczeni od Pana Boga. Obcy wśród swoich na wsi polskiej XIX i początku XX wieku. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe SCHOLAR, 2021. 286 s.
Рецензия
Для цитирования:
Залевска А. Губительное бессмертие: мотив перехитренного кузнеца в польской народной сказке. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2022;5(1):54-68. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-1-54-68
For citation:
Zalewska A. Fatal immortality. The blacksmith motif in Polish folktales. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2022;5(1):54-68. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-1-54-68