Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Мотив как идеальный тип, или Трикстерские эпизоды в евразийском фольклоре

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-1-10-29

Аннотация

Фольклорный мотив есть инструмент анализа, выбор которого зависит от цели исследования. Наша цель состоит в прослеживании межрегионального обмена идеями в различные периоды прошлого. О распространении идей удается судить, изучая порождаемые ими объекты – материальные (археологические памятники) или нематериальные (традиционные повествования). Идеи и представления копируются и распространяются бессознательно. Мотив есть любая единица репликации (чаще всего эпизод или образ), обнаруженная в двух или более традициях, а традиция – совокупность нарративов, зафиксированных в пределах той или иной этноязыковой общности или территории. «Мотив» не реальный объект, но абстракция, мысленный образ, шаблон, с которым сравниваются объекты. М. Вебер называл такие шаблоны «идеальными типами». Об эффективности использования того или иного шаблона свидетельствует только практика. Среди мотивов выделяются тематические группы, примерно соответствующие жанрам повествований, из которых они выделены. В статье на евразийском материале анализируются результаты статистического анализа трикстерских мотивов с зооморфными и с антропоморфными акторами. Конфигурация выделенных сфер обмена информацией позволяет датировать распространение мотивов с антропоморфными участниками концом античности – началом Нового времени, а эпизодов сказки о животных – средневековьем и ранее. Для средневековья заметно влияние традиций Великой Степи на восточно-европейские, а для начала Нового времени – появление отсутствовавшей ранее границы между христианской Европой и азиатско-африканской сферой взаимодействия. Китай находится вне этой оппозиции.

Об авторе

Юрий Е. Березкин
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; Европейский университет в Санкт-Петербурге
Россия


Список литературы

1. Козинцев А.Г. Скифы Северного Причерноморья: межгрупповые различия, внешние связи, происхождение // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 4 (32). С. 143-157.

2. Adams R.N. Energy and structure. A theory of social power. Austin; London: University of Texas Press, 1975. 353 p.

3. Berezkin Yu. Continental Eurasian and Pacific links in American mythologies and their possible time-depth // Latin American Indian Literatures Journal. 2005. Vol. 21. No. 2. P. 99-115.

4. Geerz C. Religion as a cultural system // Geerz C. The interpretation of cultures. Selected essays by Clifford Geertz. New York: Basic Books, 1973. P. 87-125.

5. Windelband W., Oakes G. History and natural science // History and Theory. 1980. Vol. 19. No. 2. P. 165-168.


Рецензия

Для цитирования:


Березкин Ю.Е. Мотив как идеальный тип, или Трикстерские эпизоды в евразийском фольклоре. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2022;5(1):10-29. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-1-10-29

For citation:


Berezkin Yu.E. The motif as an ideal type, or Trickster episodes in Eurasian folklore. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2022;5(1):10-29. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-1-10-29

Просмотров: 211


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)