Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

«Не было у них никакого постоянства»: мезенские ненцы глазами поморов (по материалам экспедиций 2006-2018 гг.)

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-4-40-90

Аннотация

Статья основана на полевой работе авторов в Мезенском районе Архангельской области и на Канинском полуострове Ненецкого автономного округа в 2006–2018 гг. среди поморов. Авторы не ставили своей целью расспросить собеседников об отношении к соседям, эта тема возникала спонтанно, когда поморы рассказывали о своей жизни. В статье преимущественно описан взгляд поморов на ненцев.
Несмотря на стремительные изменения, происходящие в последние десятилетия в образе жизни оленеводов и поморов, противопоставление тундры/села, оседлого/кочевого образа жизни по-прежнему остается одним из главных на изучаемой территории. Такое разделение способствовало формированию стереотипных представлений о «другом», которые оказываются актуальными до сих пор. «Природность» ненцев наделяет их в представлении поморов особыми знаниями, используемыми как на пользу, так и во вред. Фольклорные сюжеты остаются традиционными, они повторяются и актуализируются в новых условиях более тесного общения русских и ненцев.
Объединяющим началом для поморов и ненцев становится закон тундры и севера – неписаный свод правил, регулирующий поведение и объединяющий людей не только внутри одной этнической группы, но и иноэтничных соседей, находящихся в одном ландшафте.

Об авторах

Наталья Г. Комелина
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Россия


Арина Б. Бильдюг
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Россия


Список литературы

1. Бармич М.Я. Рецензия на сборник материалов комплексной экспедиции к канинским ненцам // Тропами предков: Сборник материалов комплексной экспедиции к канинским ненцам. Нарьян-Мар, 2016. С. 95-97.

2. Белова О.В. «Мы жили по соседству…»: Этнокультурные стереотипы и живая традиция // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 230-237.

3. Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Мифопоэтический образ пространства. М.: КомКнига, 2010. 318 с.

4. Бернштам Т.А. Поморы: Формирование группы и система хозяйства. Л.: Наука, 1978. 176 с.

5. Бернштам Т.А. Урочище Чупрово: (Природно-культурный памятник в Пинежском районе) // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб.: Наука, 1992. С. 165-194.

6. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX в.: Этнографические очерки. Л.: Наука, 1983. 233 с.

7. Бернштам Т.А. Народная культура Поморья. М.: ОГИ, 2009. 427 с.

8. Бильдюг А.Б., Васкул А.И., Комелина Н.Г. «Память места»: фольклорные сюжеты и мотивы в рассказах об Ануфриевском ските на Зимнем берегу Белого моря // Русская литература. 2021. № 1. С. 213-224.

9. Богданов К.А. Чудак, чувак и чукча: Историко-филологический комментарий к одному анекдоту // Русский политический фольклор: Исследования и публикации. М.: Новое издательство, 2013. С. 116-126.

10. Власова М.Н. К проблеме русско-лопарских взаимовлияний в прозаическом фольклоре Русского Севера (Терский берег Белого моря) // Межэтнические и межконфессиональные связи в русской литературе и фольклоре. СПб., 2013. С. 137-146.

11. Гейденрейх Л. Канинская тундра. Архангельск: Государственное изд-во Северное краевое отделение, 1930. 83 с.

12. Головнев А.В., Куканова Д.А., Перевалова Е.В. Арктика: атлас кочевых технологий. СПб.: МАЭ РАН, 2018. 350 с.

13. Головнев А.В. Путь к семи чумам // Древности Ямала. Екатеринбург; Салехард, 2000. Вып. 1. С. 208-236.

14. Дандес А., Эбрахамс Р. О словофантазиях и слоноциде // Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ: Сборник статей. М.: Восточная литература, 2003. С. 119-136.

15. Дандес А. Об этнических стереотипах: евреи и поляки в Соединенных Штатах // Дандес А. Фольклор: семиотика и/ или психоанализ. Сборник статей. М.: Восточная литература, 2003. С. 137-162.

16. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука, 1988. 240 с.

17. Дранникова Н.В. Роль фольклорно-речевых материалов в изучении локальной идентичности жителей Зимнего берега // Традиционная культура. 2013. № 2. С. 40-46.

18. Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу. М.: Канон-пресс, 2000. 285 с.

19. Едемский М.Б. Самоеды и оленеводы в Кулойском крае Архангельского округа (из дорожных заметок 1927 г.) // Известия Государственного Русского географического общества. 1930. Т. 62, вып. 1. С. 33-36.

20. Знатки, ведуны и чернокнижники. Колдовство и бытовая магия на Русском Севере / Под ред. А.Б. Мороза, Н.В. Петрова. М.: Форум, Неолит, 2020. 592 с.

21. Иванова, Калуцков, Фадеева 2009 - Иванова А.А., Калуцков В.Н., Фадеева Л.В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья: (материалы и комментарии). М.: ОГИ, 2009. 512 с.

22. Киселев С.Б. Традиционная экономика кочевого населения полуострова Канин в первой трети ХХ века и в начале ХХI века: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2018. 27 с.

23. Комелина Н.Г. Рассказы о репрессиях и доносчиках на Белом море // Фольклор и антропология города. 2020. Т. 3. № 1-2. С. 306-313.

24. Леонтьев А.И. Зимняя сторона. Архангельск: Правда Севера, 1999. 574 с.

25. Леэте А. Христианство и Север в восприятии ученых и путешественников XVIII - начала XX в. // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2019. Т. 2. № 3. С. 12-30.

26. Лярская Е.В. Культурная ассимиляция или два варианта культуры? (на примере ненцев Ямала) // Антропология. Фольклористика. Лингвистика. СПб., 2001. Вып. 1. С. 36-55.

27. Лярская Е.В. «У них же все не как у людей..»: Некоторые стереотипные представления педагогов Ямало-Ненецкого округа о тундровиках // Антропологический форум. 2006. № 5. C. 242-258.

28. Лярская Е.В. Женщины и тундра: Гендерный сдвиг на Ямале? // Антропологический форум. 2010. № 13. С. 3-38.

29. Мифологические рассказы Архангельской области / Сост. Н.В. Дранникова, И.А. Разумова. М.: ОГИ, 2009. 304 с.

30. Народная демонология Полесья: Публикация текстов в записи 80-90-х гг. ХХ в. / Сост. Л.Е. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. Т. 3: Мифологизация природных явлений и человеческих состояний. М.: Издат. дом ЯСК, 2016. 833 с.

31. Окладников Н.А., Матафанов Н.Н. Тернистый путь к православию. Архангельск: ОАО «ИПП “Правда Севера”», 2008. 447 с.

32. Окладников Н.А. Поборники древлего благочестия. Архангельск: ОАО «ИПП “Правда Севера”», 2012. 229 с.

33. Пантелеева А.А. Ненецкие заимствования в севернорусских говорах // Ученые записки Уральского государственного университета: Взаимодействие языков. Свердловск, 1969. № 80. С. 45-57.

34. Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998. 322 с.

35. Петров Д.Д. Элементы язычества и взаимодействие народных традиций: (по материалам Лешуконского и Пинежского районов Архангельской обл. и Удорского р-на Республики Коми) // Этнографическое обозрение-online. 2013. № 1. С. 193-204. URL: https://eo.iea.ras.ru/online/2013/2013_1_193_204_Petrov.pdf (дата обращения 20 июня 2021).

36. Петров Д.Д. «Нечистые места» в сакральном ландшафте Русского Севера: (по материалам Лешуконского, Мезенского и Пинежского районов Архангельской области) // Вестник археологии, антропологии и этнографии [Тюмень]. 2015. № 2 (29). С. 141-150.

37. Петров Д.Д., Туторский А.В. Почитание обетных крестов на Русском Севере как локальная традиция в этноконтактной зоне // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 2015. Вып. 17. С. 150-162.

38. Самойлова Е.В. Группы обетных крестов Белого моря: прогностические и темпоральные аспекты обрядовых практик в с. Шуерецкое Беломорского р-на республики Карелия // Традиционная культура. 2017. № 1 (65). С. 23-37.

39. Сироткин С.В. Старообрядческие скиты «что на Зимних горах Белого моря» в 30-40-е гг. XVIII в. // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы. М., 2007. Т. 1. С. 74-83.

40. Соколова О.В., Субарева О.А. Проблемы адаптации кочевого населения в поселке: на примере оленеводческих групп Канинской тундры: (по материалам полевых исследований в п. Несь Ненецкого автономного округа Архангельской области в 2006 г.) // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб.: МАЭ РАН, 2008. Вып. 8. С. 24-38.

41. Теребихин Н.М. Метафизика Севера. Архангельск: Поморский университет, 2004. 272 с.

42. Терехина А.Н., Волковицкий А.И. «В тундре это не терпит»: заметки о репрезентации «своей» культуры ненцами Ямала // Кунсткамера. 2018. № 2. С. 193-200.

43. «Тропами предков»: Сборник материалов комплексной экспедиции к канинским ненцам. Нарьян-Мар: [Б. и.], 2016. 100 с.

44. Ушаков Н.В. Русские, коми-ижемцы, русские поселка Несь // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб.: МАЭ РАН, 2015. Вып. 15. С. 6-22.

45. Филин П.А., Фризин Н.Н. Крест в промысловой культуре поморов Русского Севера // Ставрографический сборник. М., 2001. Кн. 1. С. 166-198.

46. Хомич Л.В. Ненцы: Историко-этнографический очерк. М.; Л.: Наука, 1966. 329 с.

47. Хомич Л.В. Одежда канинских ненцев // Одежда народов Сибири. Л.: Наука, 1970. С. 100-121.

48. Хомич Л.В. Современные этнические процессы на Севере европейской части СССР и Западной Сибири // Преобразования в хозяйстве, культуре и этнические процессы у народов Севера. М.: Наука, 1970. С. 28-61.

49. Хомич Л.В. Развитие межэтнических связей в Ненецком автономном округе // Этнографические аспекты изучения современности. Л.: Наука, 1980. С. 48-63.

50. Хомич Л.В. О положении ненецкого населения Канино-Тиманского района Ненецкого национального округа, 1957 г. // Этнологическая экспертиза: Народы Севера России: 1956-1958 гг. М.: ИЭА РАН, 2004. С. 244-251.

51. Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ, 2010. 432 с.

52. Хрушкая Л.Н. История старообрядческих скитов на Зимнем берегу Белого моря в XVII-XVIII вв. // Русский Север и архиепископ Афанасий: Материалы научных чтений, посвященных 320летию Архангельской и Холмогорской епархии. Архангельск: [Б. и], 2003. С. 102-115.

53. Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье: (Очерк из быта поморов) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 4. С. 156-165.

54. Штырков С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта: (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012. 228 с.

55. Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М.: Индрик, 2003. 528 с.

56. Atnashev V., Leete A., Komelina N., Bildyug A., Eltc E. Language rights and education of the small numbered indigenous peoples of the European North of Russia: from the Soviet period to modern time // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 112. P. 1-6.

57. Dudeck S. “Do you respect me?” Drinking as a social catalyst in the Reindeer Herding Communities of European Russia and Western Siberia // Folklore. 2015. Vol. 61 (August). P. 89-116. DOI:10.7592/FEJF2015.61.dudeck.

58. Dudeck S. Reindeer returning from combat: war stories among the Nenets of European Russia // Arctic Anthropology. 2018. Vol. 55. No. 1. P. 73-90.

59. Leete A. Accounts of cannibalism, human sacriface, alcohol-addiction and filthiness among Northern peoples // Acta Ethnographica Hungarica. 2005. Vol. 50. No. 1-3. P. 241-258.

60. Leete A. Ways of describing Nenets and Khanty “character” in 19th century Russian ethnographic literature // Folklore. 1999. No. 12 (December). P. 38-52. DOI:10.7592/FEJF1999.12.charactr

61. Shabaev J., Sharapov V. Izhma Komis and Pomors: two models of cultural transformation // Journal of Ethnology and Folkloristics. 2011. Vol. 5. No. 1. P. 97-122.

62. Shaw M., Wahnsiedler N. “The sea is our field”: Pomor identity in Russian ethnography // Life histories of etnos theory in Russia and beyond / Ed. by D.G. Anderson, D.V. Arzyutov, S.S. Alymov. Cambridge, 2019. P. 349-387.

63. Stammler F. Reindeer Nomads meet the market: culture, property and globalisation at the end of the land. Muenster: Litverlag (Halle Studies in the Anthropology of Eurasia), 2005. Vol. 6. 320 p.

64. Vallikivi L. Minority and Mission: Christianization of the European Nenets // Multiethnic communities in the past and present / Ed. by P.Runnel et al. Tartu: Eesti Rahva Muuseum. 2003. P. 109-130. (Pro ethnologia: publications of Estonian National Museum; 15)


Рецензия

Для цитирования:


Комелина Н.Г., Бильдюг А.Б. «Не было у них никакого постоянства»: мезенские ненцы глазами поморов (по материалам экспедиций 2006-2018 гг.). Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021;4(4):40-90. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-4-40-90

For citation:


Komelina N.G., Bil'dyug A.B. “They didn’t have any permanency”: the Pomors’ view on the Mezen Nenets (based on the field-work materials, 2006-2018). Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2021;4(4):40-90. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-4-40-90

Просмотров: 275


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)