Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск
№ 1 (2019)
17-45 97
Аннотация
Статья написана в контексте проекта создания базы данных фольклора и мифологии мира. Его цель - определение ареалов фольклорных мотивов и сопоставление результатов с данными других исторических дисциплин. Это позволяет связать распространение мотивов с определенными культурными и демографическими процессами, имевшими место в различные эпохи. Взгляды С. Томпсона относительно целей исследований, отраженные в структуре созданных им указателей, оказали определяющее и не всегда благотворное влияние на развитие фольклористики во второй половине XX в. Для автора статьи основной аналитической единицей является мотив, который отличается от элементарных мотивов Томпсона и включает любые подверженные репликации элементы текстов, в том числе повествовательные эпизоды, отражающие картину мира образы, словесные формулы, имена собственные и проч. Особо рассматриваются мотивы, характерные для повествований с зооморфными протагонистами. Эпизоды этих повествований и видовая принадлежность протагонистов независимы друг от друга, причем видовая принадлежность - более устойчивая характеристика. Ареалы распространения соответствующих мотивов (типа трикстер-лиса или трикстер-заяц) должны были сформироваться раньше ареалов распространения конкретных эпизодов.
46-61 106
Аннотация
В статье предлагается новый метод анализа географических мотивных распределений, который помогает ответить на вопрос: «Какие другие мотивы имеют такое же или схожее пространственное распределение по сравнению с данным?». Обосновывается теоретическая база метода, описываются преимущества по сравнению с другими использованными подходами. В качестве примера действенности метода был произведен пространственный анализ ряда мотивов из каталога Ю.Е. Березкина.
62-80 41
Аннотация
В письменных источниках XVIII-XIX вв. зафиксировано ничтожно мало вооруженных конфликтов в западном секторе американской Субарктики по сравнению с другими культурно-историческими ареалами Северной Америки. Однако повествовательный фольклор северных атапасков содержит достаточно большое количество текстов военной тематики. Автором предложен метод статистического исследования фольклорных систем для выявления в них доли военных сказаний. На основе анализа полученных данных сделан вывод, что встречаемость военных сюжетов в фольклоре атапасков находится примерно на том же уровне, что и в фольклоре народов, в культуре и истории которых война оставила глубокий след. Фольклор является наиболее подходящей основой для реконструкции военных традиций атапасков и военной истории рассматриваемого региона доконтактного и раннеконтактного периодов.
81-103 18
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу версий мифа, пафос которого может быть сформулирован как усмирение «солнечного хаоса». Он имеет широкое распространение у народов Азии и Европы, а также ряд выразительных соответствий в фольклоре Африки и у аборигенов Америки (на данном этапе работы не привлекавшихся). Задача исследования - рассмотреть со структурной и исторической точки зрения мотивный состав версий мифа: гималайско-юговосточноазиатской, китайской, монгольской, восточнотунгусской, японской, балканославянской (а также нескольких «одиночных» записей: армянской, литовской, русской смоленской, чувашской, башкирской, коми, ненецкой, сымско-эвенкийской), описать их региональные (а отчасти - и узколокальные) культурные контексты. Анализ соотношения версий - с использованием количественных показателей - позволяет сформулировать некоторые гипотезы структурного и историко-генетического плана: о четырехкомпонентном составе «ядерного» мифологического сюжета и о его обширной «периферии», о вероятном возникновении мифа в восточногималайском эпицентре и об образовании разных версий в процессе последующих ветвлений традиции, о роли этноязыкового и территориального факторов в их распространении.

ИСТОРИЯ И ПОЭТИКА ТЕКСТА

104-137 10
Аннотация
Статья посвящена анализу структуры, композиции и стиля единственного дошедшего до нас памятника немецкого героического эпоса эпохи раннего Средневековья - «Песни о Хильдебранде». Предполагалось, что «Песнь о Хильдебранде» восходит в своем генезисе к устной эпической традиции. Со времен Андреаса Хойслера ее принято относить к наиболее архаичным «двусторонним песням о событиях», включающим повествование и диалог, которые позволяют осветить события с двух сторон - в рассказе певца-сказителя и в речах героев. В статье показывается несоответствие композиции песни канонам героического эпоса, которое присутствует на всех уровнях организации повествования (на уровне формул, типовых сцен, мотивов, традиционно составляющих песни возвращения, но инвертированных в «Песни о Хильдебранде»), и высказывается предположение, каким образом героическая песнь могла оказаться включенной в теологический кодекс.
138-157 7
Аннотация
В статье анализируется развитие мотива брака с представителем Иного мира в ранненовоирландских генеалогических текстах. Рассматривая диахроническое развитие мотива брака с Туата Де Дананн в контексте социальной истории Ирландии, автор, во-первых, показывает наличие у него корней и предпосылок в древнеирландской традиции, а во-вторых, демонстрирует, как «реинкарнации» этого мотива послужило появление в Ирландии англо-норманнской элиты. Исследуются апроприация мифологических генеалогий англо-норманнской знатью в позднесредневековый период, «вторичный» вход изменившегося мотива в нативную ирландскую традицию и его дальнейшие изменения, размывание и переживание.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

158-163 10
Аннотация
В статье идет речь об оппозиции «вымысел-достоверность» в классической японской литературе - противопоставлении, начинающемся еще в поэтологических трактатах эпохи Хэйан. В статье описывается ситуация в литературе позднего Средневековья и приводится один любопытный поэтологический текст о том, каким должно быть «правильное» хайку, - видимо, тоже достаточно поздний, хотя и приписываемый в традиции великому творцу поэзии хайкай XVII в. Мацуо Басё.

ИЗ ИСТОРИИ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ

164-178 20
Аннотация
В статье сообщается о двух рукописных сборниках песенного фольклора «Песни села Миленина» (1923) и «Свирель. Сборник народных песен для детей» (1924), собранных и научно обработанных их составительницей С.Н. Шиль. Обе рукописи в 20-е гг. ХХ в. готовились к публикации, но так и не вышли в свет. «Песни села Миленина», записанные летом 1916 г., содержат 434 приказки, среди которых отдельную тематическую группу составляют приказки времен Первой мировой войны, а также 299 песен скакальных, свадебных, хороводных, колыбельных, военных, книжного характера и др. Все они научно атрибутированы и снабжены семью указателями: предметным, собственных имен, песенных типов, формальным (по типу повествования), указателем по содержанию, указателем местных слов и местного говора. Песни классифицированы как «старины без рифмы» (с разветвленной иерархией по типу целостности текста), песни нового типа с выдержанной рифмой, песни, вышедшие из частушки, песни книжного характера, детские песни и др. Сборник «Свирель» (беловой автограф), подготовленный к прижизненному изданию, содержит 160 песен, записанных другими людьми. История его создания не прослеживается. Предположительно, он был заказан С.Н. Шиль как известной в 1910-е гг. детской писательнице, но в силу финансового положения издательств не мог быть опубликован. Обзор фольклорного собрания архивных документов сопровождается небольшими биографическими и историко-литературными комментариями.

РЕЦЕНЗИИ, БИБЛИОГРАФИИ, ОБЗОРЫ

179-189 28
Аннотация
Статья содержит рецензию на два словаря по славянской фольклористике и этнолингвистике, опубликованных в Польше в последние годы и отражающих разнообразие направлений и методических подходов в современной польской славистике. Первая рецензируемая книга - это пятый том «Аксиологического лексикона славян и их соседей» под редакцией известного польского этнолингвиста профессора Ежи Бартминьского. Рецензируемый том посвящен концепту «Честь» (Lublin, 2017; редакторы тома - Петр Сотиров и Деян Айдачич) и представляет собой опыт параллельного описания славянской системы ценностей на широком сравнительном материале. Вторая книга, которая рецензируется в этой статье, - это словарь одного из выдающихся польских этнографов и фольклористов первой трети XX в. Адама Фишера «Растения в народных верованиях и обычаях» (Wrocław, 2016). Большая часть материалов для словаря растений была собрана и подготовлена Фишером еще в 30-х гг. XX в., но сам словарь был доработан группой ученых Вроцлавского университета и издан только два года назад. Словарь содержит сведения по 250 видам растений, используемым в народной культуре.

В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ-ФОЛЬКЛОРИСТУ

190-206 60
Аннотация
Работа основана на реферате по истории фольклористики, подготовленном во время обучения в магистратуре Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ по программе «Фольклористика и мифология». В обзоре представлены исследования, в которых рассматриваются основные этапы становления фольклористики как науки и нюансы употребления ключевого термина дисциплины.

IM MEMORIAM



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)