Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Падение демонов: вариации мотива в средневековой русской книжности и иконографии

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-2-110-129

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена теме падения демонов с небес в русской иконографии. Прослеживаются ключевые представления о происхождении бесов, кочевавшие в русской средневековой книжности, и их визуализация в иконах, фресках и миниатюрах. Рассмотрены важнейшие визуальные мотивы – поражение от небесного воинства / от архангела Михаила, низвержение в огненной реке, падение на землю и др., в которых воплощалась идея преображения ангелов в демонов в результате битвы на небесах. Визуальной компиляцией этих мотивов стала русская иконография Страшного суда, оформившаяся во второй половине XV в. В композициях Суда демоны играют широкий спектр ролей: проигрывают сражение на небесах и низвергаются на землю в начале времен, борются за людские души (ожидая их на мытарственных станциях, подкладывая свитки грехов на свою чашу «мерила праведного», преследуя ангелов, которые уносят спасенные души прочь, и сталкивая в геенну осужденных), мучают грешников в сегментах ада и, наконец, оказываются вечными узниками преисподней. В XVII столетии каждый из этих мотивов, включая падение ангелов с небес, будет разрабатываться в лицевых сборниках.

Об авторе

Д. И. Антонов
Российский государственный гуманитарный университет; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Дмитрий И. Антонов, доктор исторических наук, профессор

125993, Москва, Миусская пл., д. 6

119571,Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1



Список литературы

1. Антонов 2015 – Антонов Д.И. «Когда и откуду и како быша ангелы», и откуда взялись бесы // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 4. М.: Индрик, 2015. С. 9–18.

2. Бадаланова-Геллер 2017 – Бадаланова-Геллер Ф.К. Книга сущая в устах: фольклорная Библия бессарабских и таврических болгар. М.: Фонд содействия образованию и науке, 2017. 864 с.

3. Белова 2004 – «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О.В. Белова. М.: Индрик, 2004. 576 с.

4. Бенчев 2005 – Бенчев И. Иконы ангелов: Образы небесных посланников. М.: Интербук-бизнес, 2005. 256 с.

5. Бережная 2003 – Бережная Л.А. «Одесную» и «ошуюю»: Русские и русинские православные иконы «Страшного суда» на рубеже эпох // Человек между Царством и Империей / РАН. Ин-т человека; под ред. М.С. Киселевой. М., 2003. С. 454–486.

6. Буланин 2017 – Буланин Д.М. Лицевые апокалипсисы в Библиотеке Российской академии наук // Русская литература: историко-литературный журнал. 2017. № 4. С. 239–245.

7. Виноградова 2000 – Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифоритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. 432 с.

8. Григорьев 2006 – Григорьев А.В. Русская библейская фразеология в контексте культуры. М.: Индрик, 2006. 360 с.

9. Качалова, Маясова, Щенникова 1990 – Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.: Искусство, 1990. 388 с.

10. Лазарев 1960 – Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М.: Искусство, 1960. 214 с.

11. Майзульс 2009 – Майзульс М.Р. «Демоном сокрушниче»: архангел Михаил как экзорцист в культуре средневековой Руси // Россия XXI. 2009. № 5. С. 122–157.

12. Махов 2006 – Махов А.Е. Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии: Опыт словаря. М.: Интрада, 2006. 415 с.

13. Махов 2007 – Махов А.Е. Сад демонов – Hortus Daemonum: Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М.: Интрада, 2007. 319 с.

14. Мильков 1999 – Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. СПб.: РХГИ, 1999. 894 с.

15. Молдован 2000 – Молдован А.М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. М.: Азбуковник, 2000. 759 с.

16. Нерсесян 1998 – Нерсесян Л.В. Вознесение монахов и падение ангелов: об одном иконографическом мотиве в русских иконах «Страшного Суда» XVI в. // Искусствознание. 1998. № 2. С. 262–270.

17. Никитина 2008 – Никитина А.В. Русская демонология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 400 с.

18. Петрухин 2013 – Петрухин В.Я. Происхождение зла в древнерусской традиции: когда демоны попадали на землю? // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 2. М.: Индрик, 2013. С. 35–44.

19. Подковырова 2018 – Подковырова В.Г. Четыре ветра Апокалипсиса: изображение и текст: Значение миниатюры к главе 19 (7: 1–9) Откровения Иоанна Богослова // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 7 (40). С. 82–103.

20. Попов 1975 – Попов Г.В. Живопись и миниатюры Москвы середины XV – начала XVI в. М.: Искусство, 1975. 334 с.

21. Райан 2006 – Райан В.Ф. Баня в полночь: Исторический очерк магии и гаданий в России. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 714 с.

22. Рассел 2001 – Рассел Дж.Б. Люцифер: Дьявол в Средние века. М.: Евразия, 2001. 433 с.

23. Рыбаков 1995 – Рыбаков А.А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII вв.: альбом. М.: Галарт, 1995. 484 с.

24. Толстой 1995 – Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. 512 с.

25. Хауштайн-Барч, Бенчев 2008 – Хауштайн-Барч Е., Бенчев И. Музей икон в Реклингхаузене, Германия. М.: Интербук-бизнес, 2008. 312 с.

26. Цодикович 1995 – Цодикович В.К. Семантика иконографии Страшного суда в русском искусстве XV–XVI вв. Ульяновск: Ульян. обл. газ. изд-во, 1995. 298 с.

27. Шалина 2014 – Шалина И.А. Древнейшая псковская икона с изображением Страшного суда // В созвездии Льва: сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2014. С. 538–579.

28. Boucher 2006 – Boucher B. «War in heaven»: Saint Michael and the Devil // Art Institute of Chicago Museum Studies. 2006. Vol. 32, no. 2. P. 24–91.

29. Dresvina 2012 – Dresvina J. The significance of the demonic episode in the legend of St. Margareth of Antioch // Medium Aevum. 2012. Vol. 81, no. 2. P. 189–209.

30. Flier 2003 – Flier M.S. Till the end of time: The Apocalypse in Russian historical experience before 1500 // Orthodox Russia: Studies in belief and practice under the tsars / Ed. by A. Kivelson, R.H. Greene. University Park: The Pennsylvania State University Press, 2003. P. 127–158.

31. Gabelić 1993/1994 – Gabelić S. The fall of Satan in Byzantine and post-Byzantine art // Zograf. 1993/1994. No. 23. P. 64–74.

32. Himka 2009 – Himka J.-P. Last Judgment iconography in the Carpathians. Toronto: University of Toronto Press, 2009. 301 p.

33. Keck 1998 – Keck D. Angels and angelology in the Middle Ages. New York; Oxford: Oxford University Press, 2008. 262 p.

34. Mango 1992 – Mango C. Diabolus Byzantinus // Dumbarton Oaks Papers. 1992. Vol. 46. P. 215–223.

35. Reams 2003 – Middle English legends of women saints. Kalamazoo; Michigan: Medieval Institute Publishing, 2003 / Ed. by S.L. Reams [Электронный ресурс]. URL: http://d.lib.rochester.edu/teams/text/reames-middle-english-legends-of-women-saints-margaret-of-antioch-introduction (дата обращения 01.12.2019).

36. Smith 2008 – Smith G.A. How thin is a demon? // Journal of Early Christian Studies. 2008. Vol. 16. P. 479–512.


Для цитирования:


Антонов Д.И. Падение демонов: вариации мотива в средневековой русской книжности и иконографии. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020;3(2):110-129. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-2-110-129

For citation:


Antonov D.I. The fall of the demons: variations of the motif in medieval Russian booklore and iconography. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2020;3(2):110-129. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-2-110-129

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)