Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Фольклорист на поле диалектолога: как метод картографирования помогает в исследовании мифологии

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-2-49-71

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируется применение диалектологических методов для изучения славянской мифологической системы на примере полесско-карпато-балканских параллелей. Возможность использования диалектологии в области фольклористики связана с понятием этнокультурного диалекта – набора характерных особенностей традиции, распространенных в границах определенного ареала и закрепленных географически. В статье рассматривается диалектное распространение на территории Полесья следующих четырех мифологических мотивов и сюжетов, основной ареал распространения которых находится в карпато-балканском регионе: 1) «змея, которую в течение ряда лет никто не видел, приобретает демонические свойства»; 2) «покойник становится “ходячим”, если через него перескочило какое-либо животное (кошка или собака) или перелетела птица»; 3) «чтобы покойник не “ходил”, ему рассказывают нонсенс»; 4) «человек превращается в волколака, если его родители нарушали запреты». Картографирование этих мотивов на территории Полесья показывает, что они известны исключительно в центральной и отчасти в западной частях Полесья. Фиксации этих рефлексов в Полесье немногочисленны, тогда как в карпато-балканском регионе аналогичные мотивы широко известны. Представленный материал показывает связи, ранее существовавшие между полесским и карпатским регионами. Метод картографирования позволяет понять, как происходило формирование мифологической системы исследуемого региона, и позволяет решить проблему диахронического описания восточнославянской традиции.

Об авторе

Е. Е. Левкиевская
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Елена Е. Левкиевская, доктор филологических наук

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Вакарелски 1990 – Вакарелски Х. Български погребални обичаи: Сравнително изучаване. София: Издателство на Българската Академия на науките, 1990. 223 с.

2. Виноградова, Толстая 2018 – Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Полесскокарпатские параллели в области мифологических представлений и фольклорных мотивов // Славяноведение. 2018. № 6. С. 16–26.

3. Виноградова, Толстая 2019 – Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Полесскокарпатские параллели в области мифологических представлений и фольклорных мотивов. 2: Способы распознавания нечистой силы // Славяноведение. 2019. № 6. С. 3–14.

4. Вражиновски 1995 – Вражиновски Т. Народна демонологиjа на македонците. Скопjе-Прилеп: Матица Македонска, 1995. 164 с.

5. Гаврилюк 1983 – Гаврилюк Н.Г. Об этнографическом районировании украинского Полесья и полесско-карпатских параллелях // Полесье и этногенез славян: Предварительные материалы и тезисы конференции / Ред. Н.И. Толстой. М.: Ин-т славяноведения РАН, 1983. С. 37–38.

6. Гнатюк 1991 – Гнатюк В. Останки передхристиянського религiйного свiтогляду наших предкiв // Українцi: народнi вiрування, повiр’я, демонологiя / Ред. Ф.П. Шевченко. Київ: Либiдь, 1991. С. 383–406.

7. Гура 1997 – Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 910 c.

8. Джокич 1998 – Джокич Д. Верования о демонологических существах в Поморавье // Живая старина. 1998. № 1. С. 12–13.

9. Зечевић 1981 – Зечевић С. Митска бића српских предања. Београд: Вук Караџић, 1981. 223 с.

10. Конобродська 2003 – Конобродська В. Полiськi повiр’я, легенди, перекази про «ходячих» мерцiв та запобiжнi заходи протии iх «ходiння» // Дiалектологiчнi студiï. 2: Мова i культура / Ред. П. Гриценко, Н. Хобзей. Львiв: Iн-т украïнознавства им. I. Крип’кевича НАН Украïни, 2003. С. 223–240.

11. Левкиевская 2002 – Левкиевская Е.Е. Славянский оберег: семантика и структура. М.: Индрик, 2002. 334 c.

12. Неклюдов 2016 – Неклюдов С.Ю. Оборотничество: «природа вещей», объем понятия, региональные версии // In Umbra: Демонология как семиотическая система / Ред.-сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 5. М.: Индрик, 2016. С. 13–34.

13. Плотникова 1998 – Плотникова А.А. Мифологические рассказы из восточной Сербии // Живая старина. 1998. № 1. С. 53–55.

14. Полесский этнолингвистический сборник 1983 – Полесский этнолингвистический сборник / Отв. ред. Н.И. Толстой. М.: Наука, 1983. 288 с.

15. Сабадош 2007 – Сабадош I. Про лексико-семантичнi паралелi в захiднополiському i карпатських дiалектах // Волинь фiлологiчна: текст i контекст. Захiднополiський дiалект у загальноукраїнському та всеслов’янському контекстах. Вип. 4. Луцьк: Волинський держ. ун-т ім. Лесі Українки, 2007. С. 199–220.

16. СБФ 1986 – Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне / Сост. Л.Н. Виноградова, Ю.И. Смирнов, С.М. Толстая, Н.И. Толстой. М.: Наука, 1986. 286 c.

17. СБФ 1995 – Славянский и балканский фольклор: Этнолингвистическое изучение Полесья / Сост. Л.Н. Виноградова, А.А. Плотникова, С.М. Толстая, Н.И. Толстой. М.: Индрик, 1995. 399 с.

18. Толстая М. 2017 – Толстая М.Н. Люди и змеи в центральном Закарпатье: по полевым материалам рубежа XX–XXI вв. // Антропоцентризм в языке и культуре / Отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2017. С. 107–156.

19. Толстой 1995 – Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. 512 с. Толстой 2003 – Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003. 622 c.

20. Трубачев 2009 – Трубачев О.Н. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т. 4. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 696 c.

21. Хобзей 2002 – Хобзей Н. Гуцульська мiфологiя: Етнолiнгвiстичний словник. Львiв: Iнститут українознавства iм. I. Крип’якевича, 2002. 216 c.

22. Чистов 1974 – Чистов К.В. Проблемы картографирования обрядов и обрядового фольклора: Свадебный обряд // Проблемы картографирования в языкознании и этнографии / Отв. ред. С.И. Брук. Л.: Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1974. C. 72–73.

23. Pełka 1987 – Pełka L. Polska demonologia ludowa. Warszawa: Iskry. 1987. 236 s.


Для цитирования:


Левкиевская Е.Е. Фольклорист на поле диалектолога: как метод картографирования помогает в исследовании мифологии. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020;3(2):49-71. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-2-49-71

For citation:


Levkievskaya E.E. A folklorist in dialectologists’ field: How mapping method helps research mythology. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2020;3(2):49-71. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-2-49-71

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)