Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

«Повесть о бесноватой Соломонии»: мифологические контексты и параллели

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-1-94-127

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается памятник древнерусской книжности XVII в. «Повесть о бесноватой Соломонии» в контексте русской и финно-угорской мифологии. Сюжет Повести сопоставляется с двумя близкими сюжетными комплексами: о людях, отданных природным духам (потерянных / проклятых) или забранных природными духами (сюжет северорусской и финно-угорской мифологической прозы), и о чудесной/ом супруге (сюжет сказочной прозы у русских и несказочной – в фольклоре финно-угорских народов). Рассмотрение Повести в расширенном мифологическом контексте позволяет говорить не только о фольклорных истоках древнерусского книжного памятника или о тематическом единстве книжных и устных текстов, но и о механизмах межжанровой трансмиссии мифологических мотивов, о логике и идеологии сюжетосложения в текстах разных типов. В частности, предполагается, что с точки зрения сравнительной мифологии мотив сексуального преследования Соломонии демонами может быть рассмотрен не как результат влияния западноевропейской демонологии с ее идеей о суккубах и инкубах, но как инверсированная содержательно, структурно и функционально мифологическая модель экзогамного брака. Статья предлагает расширение контекста, в котором мы можем мыслить о сюжете памятника древнерусской книжности, о вплетении еще одной нити в полотно интерпретаций.

Об авторе

О. Б. Христофорова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ольга Б. Христофорова, доктор филологических наук

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Антонов 2016 – Антонов Д.И. «Дьяволы разные»: эволюция образа беса в русских текстах XVII–XVIII веков // Демонология и народные верования: Сб. научных статей / Сост. А.Б. Ипполитова. М.: ГРЦРФ, 2016. С. 12–38.

2. Демкова 1989 – Демкова Н.С. К изучению жанровых истоков севернорусской повести XVII века: «Повесть о Соломонии бесноватой» // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1989. С. 12–21.

3. Демкова 1997 – Демкова Н.С. Устюжская «Повесть о Соломонии бесноватой»: преодоление агиографического канона // Демкова Н.С. Средневековая русская литература. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1997. С. 121–135.

4. Доронин 2008 – Доронин Д.Ю. Культовый комплекс часовни Василия Великого в Большом Одошнуре // Живая старина. 2008. № 2. С. 34–38.

5. Истоки 1970 – Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе / Отв. ред. Я.С. Лурье. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1970. 592 с.

6. Корогодина 2006 – Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV–XIX вв.: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 579 с.

7. Криничная 2004 – Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2004. 1005 с.

8. Кулемзин 1972 – Кулемзин В.М. Медвежий праздник у ваховских хантов // Материалы по этнографии Сибири. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1972. С. 93–98.

9. Левин 2004 – Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России. М.: Индрик, 2004. 214 с.

10. Лимеров 1998 – Лимеров П.Ф. Коми несказочная проза. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1998. 96 с.

11. Материалы 2020 – Материалы по коми-пермяцкой демонологии / Авт.-сост. Ю.А. Шкураток, А.В. Кротова-Гарина, А.С. Лобанова, С.Ю. Королёва, И.И. Русинова. Пермь: Издат. центр ПГНИУ, 2020. 168 с.

12. Мелетинский 1979 – Мелетинский Е.М. Палеоазиатский героический эпос: Цикл Ворона. М.: Наука, 1979. 229 с.

13. Мелетинский 1984 – Мелетинский Е.М. Об архетипе инцеста в фольклорной традиции (особенно в героическом мифе) // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. С. 57–62.

14. Мелетинский 1998 (1970) – Мелетинский Е.М. Женитьба в волшебной сказке (ее функция и место в сюжетной структуре) // Избранные статьи: Воспоминания. М.: Изд-во РГГУ, 1998. С. 305–317 (1-е изд. на нем. яз. – Acta Ethnographica Academiae Scientiarum Hungariae. T. 19. Budapest, 1970. Р. 281–292).

15. Неклюдов 2009 – Неклюдов С.Ю. Традиции устной и книжной культуры // Слово устное и слово книжное / Сост. М.А. Гистер. М.: РГГУ, 2009. С. 15–33.

16. Неклюдов 2011а – Неклюдов С.Ю. Голая невеста на дереве // Славянский и балканский фольклор. Вып. 11: «Виноградье» / Отв. ред. А.В. Гура. М.: Индрик, 2011. С. 195–204.

17. Неклюдов 2011б – Неклюдов С.Ю. Мифологическая традиция и мифологические модели // Вестник РГГУ. Сер. Филологические науки. Литературоведение и фольклористика. 2011. № 9 (71). С. 11–33.

18. Неклюдов 2020 – Неклюдов С.Ю. Обречен ли царевич? О сюжетной реконструкции фрагментарных памятников традиционной словесности // «Осколки» в традиции: Коллективная монография / Сост. Е.Е Левкиевская, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова. М.: Неолит, 2020. C. 19−81.

19. Новик 1993 – Новик Е.С. Структура сказочного трюка // От мифа к литературе: Сб. в честь семидесятипятилетия Елеазара Моисеевича Мелетинского / Сост. С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик. М.: РГГУ, 1993. С. 145160.

20. Новик 1998 – Новик Е.С. «Вещь-знак» и «вещь-жест»: к семиотической интерпретации фетишей // Вестник РГГУ. Вып. 2: ИВГИ за письменным столом / Под ред. С.Ю. Неклюдова. 1998. С. 79–97.

21. Новик 2012 – Новик Е.С. Способы засвидетельствования и типы повествователя в архаическом фольклоре народов Сибири // Russian Literature. Vol. LXXIV–III/IV. Special Issue: The Russian Avant-Gard. Sources, Practice and Significance / Willem G. Weststeijn (ed.). Editorian Center: Slavic Seminar of University of Amsterdam, 2012. Р. 401–419.

22. Пигин 1998 – Пигин А.В. Из истории русской демонологии XVII века: Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 266 с.

23. Померанцева 1975 – Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. 191 с.

24. Пропп 1946 – Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1946. 340 с.

25. Разумова 1993 – Разумова И.А. Сказка и быличка: Мифологический персонаж в системе жанра. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1993. 108 с.

26. Русинова 2013 – Русинова И.И. Восприятие «чужого» и «профессионала» как колдуна, знахаря (по данным «Словаря демонологической лексики Пермского края. Ч. 1. Люди со сверхъестественными свойствами») // Вестник Пермского ун-та. Серия «Российская и зарубежная филология». 2013. Вып. 3 (23). С. 28–34.

27. Серов 1983 – Серов С.Я. Медведь-супруг (вариации обряда и сказки у народов Европы и Испанской Америки) // Фольклор и историческая этнография: Сб. ст. / Отв. ред. Р.С. Липец. М.: Наука, 1983. С. 179–190.

28. Фадеева 2013 – Фадеева Е.В. Роль женщины в традиционных родовых праздниках и промысловых обрядах у коренных народов Нижнего Амура // Ойкумена. 2013. № 3. С. 76–85.

29. Христофорова 2008 – Христофорова О.Б. Медведь и сом: типология мотива // Миф, символ, ритуал. Народы Сибири / Сост. О.Б. Христофорова; отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: Изд-во РГГУ, 2008. С. 193–221.

30. Христофорова 2014 – Христофорова О.Б. «Слово о ядении» преп. Нифонта в иконографии и устной традиции: трансформация образов видения и визионера // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 3 / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2014. С. 209–235.

31. Христофорова 2017 – Христофорова О.Б. Откуда родом «скверный бес»? «Повесть о непокровенных сосудах» и ее возможные источники // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 65. СПб.: Росток, 2017. С. 122–141.

32. Чувьюров 2020 – Чувьюров А.А. Сны о чем-то большем // Арт. 2020. № 2 (91). С. 72–98.

33. Швейковская 2013 – Швейковская Е.Н. Семейная драма в Тотемском уезде первой трети XVII в. (реплика к изучению демонологии) // Археографический ежегодник за 2009–2010 гг. М.: Наука, 2013. C. 389–398.

34. Шкураток 2011 – Шкураток Ю.А. Формирование «особого» значения глагола «знать» (на материале пермских говоров) // Лингвокультурное пространство Пермского края. Пермь: Издат. центр ПГНИУ, 2011. Вып. 3. С. 72–94.

35. Юрганов 2006 – Юрганов А.Л. Убить беса: Путь от Средневековья к Новому времени. М.: РГГУ, 2006. 433 с.

36. Viveiros de Castro 2004 – Viveiros de Castro E. Perspectival anthropology and the method of controlled equivocation // Tipití (Journal of the Society for the Anthropology of Lowland South America). 2004. Vol. 2. No 1. P. 3–22.


Для цитирования:


Христофорова О.Б. «Повесть о бесноватой Соломонии»: мифологические контексты и параллели. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020;3(1):94-127. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-1-94-127

For citation:


Khristoforova O.B. “The Tale of the Possessed Woman Solomonia”. Mythological contexts and parallels. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2020;3(1):94-127. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-1-94-127

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)