Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

О некоторых материковых мотивах в японской мифологии

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-4-42-64

Аннотация

   В настоящее время считается, что протояпонский этнос сложился на Островах в период Яёи (II в. до н. э. – IV в. н. э.). Это время многочисленных миграций с Корейского полуострова, когда на Острова в несколько этапов хлынули потоки переселенцев, которые принесли с собой технику заливного рисоводства, производство бронзы и железа, шелкоткачество, тогда же были заимствованы главные ритуальные символы власти – зеркало и меч и многие другие новшества. Мощные миграции с соседнего полуострова по разным военно-политичеcким причинам продолжились в следующий период – с конца III в. по VI в. н. э., в период курганов Кофун, еще именуемый Ямато. Примерно на V–VI вв. приходится появление китайской письменности, разных течений китайской философии и буддизма и становление древнего японского государства. Соответственно, при составлении двух первых мифолетописных сводов (VIII в.) в их основу были положены прежде всего и по преимуществу предания, принадлежащие правящему роду и близким к нему родам, часто материкового происхождения, по-видимому, привезенные в виде записей. Многие материковые мифологические сюжеты и мотивы таким образом попали на Острова в числе других культурных явлений и изобретений; некоторые из них остались в малоизмененном виде, другие смешались с местными архаическими мотивами, которые, в свою очередь, вероятно, восходили к еще более древним миграциям c материка. В настоящей работе предполагается восстановить типологические связи между нарративами ряда японских памятников, повествующих о правительнице-шаманке Дзингӯ и ее сыне, императоре Ōдзин, и некоторыми фольклорными мотивами материковой Восточной Азии, связанными с концепциями чудесного рождения. Помимо этого, мы собираемся также затронуть тему чудесной черепахи в японской мифологии и фольклоре.

Об авторе

Л. М. Ермакова
Муниципальный университет иностранных языков г. Кобе
Япония

Людмила М. Ермакова, доктор филологических наук, профессор

651–2187; преф. Хёго, Ниси-ку, Гакуэн Хигасимати, д. 9–1; Кобе



Список литературы

1. Владимирцов 2003 – Владимирцов Б.Я. Работы по литературе монгольских народов. М.: Восточная литература, 2003. 607 с.

2. Ермакова 2020 – Ермакова Л.М. Когда раскрылись Небо и Земля: Миф, ритуал, поэзия древней Японии : В 2 т. М.: Наука, 2020.

3. Ермакова 2023 – Ермакова Л.М. Новый изборник записей о предсказаниях <на панцире> черепахи // Японские древности (историко-правовые исследования) : Сборник научных трудов. Вып. 1 / ред. Л.М. Ермакова, Е.С. Бакшеев, Д.А. Суровень. Екатеринбург: Уральский государственный юридический ун-т, 2023. С. 130–180.

4. Ёсида 1979 – Ёсида Ацухико. Ямато-такэру то Оокунинуси. Хикаку синвагаку-но кокороми, 3 [Ямато-такэру и Оокунинуси. Опыт исследования по сравнительной мифологии, 3]. Токио: Мисудзу сёбō, 1979. 172 с.

5. Ким 2001 – Ким Г.Н. История религий Кореи. Алматы: КазНУ, 2001. 229 с.

6. Липец 1978 – Липец Р.С. «Меч из редкостной бронзы...»: (Отголоски эпохи освоения металлов в тюрко-монгольском эпосе) // Советская этнография. 1978. № 2. С. 107–122.

7. Липец 1984 – Липец Р.С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984. 263 с.

8. Михайлов 1964 – Михайлов Г.И. Мифы в героическом эпосе монгольских народов // Краткие сообщения Института народов Азии. Вып. 83: Монголоведение и тюркология / отв. ред. В.Н. Никифоров. М.: Наука, 1964. С. 109–119.

9. Неклюдов 1984 – Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов: устные и литературные традиции. М.: Наука, 1984. 309 с.

10. Неклюдов 2019 – Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 590 с.

11. Неклюдов 2023 – Неклюдов С.Ю. Золотое блюдо и рыбий смех: опыт семантического анализа мотивов // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023. Т. 6. № 2. С. 12–48.

12. Никитина 1982 – Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М.: Наука, 1982. 328 с.

13. Овалов 2011 – Овалов Э.Б. Типология эпических микромотивов в эпосе монгольских народов // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1. Ч. 2. С. 92–95.

14. Рифтин 1979 – Рифтин Б.Л. От мифа к роману: (Эволюция изображения персонажа в китайской литературе). М.: Наука, 1979. 360 с.

15. Allen 2003 – Allen Ch. Empress Jingū: a shamaness ruler in early Japan // Japan Forum. 2003. Vol. 15. No. 1. P. 81–98.

16. Birrell 1999 – Birrell A. Chinese mythology: an introduction. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1999. 322 p.

17. Cook, Luo 2017 – Cook C.A., Luo X. Birth in Ancient China: a study of metaphor and cultural identity in pre-imperial China. Albany: SUNY Press, 2017. 158 p.

18. Kawai 1988 – Kawai H. The Japanese psyche. Major motifs in the fairy tales of Japan. Dallas: Spring Publications, 1988. 234 p.


Рецензия

Для цитирования:


Ермакова Л.М. О некоторых материковых мотивах в японской мифологии. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2024;7(4):42-64. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-4-42-64

For citation:


Ermakova L.M. On some continental motifs in Japanese mythology. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2024;7(4):42-64. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-4-42-64

Просмотров: 866


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)