Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Солярно-лунарная мифология Северной и Восточной Азии: некоторые корреляции

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-3-33-57

Аннотация

В статье представлена попытка доказать наличие корреляции встречаемости мифологических мотивов противоположного содержания («Солнце – мужчина, Луна – женщина», «Солнце – женщина, Месяц – мужчина», «Солнце и Месяц – мужчины», «Солнце и Луна – женщины», «Солнце – женщина», «Двуполое Солнце», «Двуполая Луна /Месяц») с характеристиками категории грамматического рода в языках народов Сибири, Дальнего Востока и Монголии. Сделана попытка выявления причин сосуществования мотивов противоположного содержания внутри мифологических систем изучаемых народов. Также проведены анализ имен изучаемых персонажей и сопоставление их с грамматическим родом (при наличии) слов «солнце», «луна», «месяц», а также анализ ролей, которые играют Солнце и Луна /Месяц в конкретных мотивах. Исследование проведено с опорой на указатель мифологических мотивов Ю.Е. Березкина и Е.Н. Дувакина. В работе рассмотрены народы следующих языковых семей: алтайской (группы: тунгусо-маньчжурская [эвены, эвенки]; монгольская [буряты, ойраты, монголы, дархаты]; тюркская [тувинцы, хакасы, алтайцы, телеуты, якуты]), уральской (группы: самодийская [ненцы, энцы, нганасаны, селькупы]; финно-угорская [ханты, манси]), а также палеоазиатские языки (енисейская семья [кеты, юги]; чукотско-камчатская группа языков [коряки, чукчи, ительмены]); юкагирская семья [лесные юкагиры]). В результате на основе выбранного материала однозначно установить или опровергнуть наличие корреляции между встречаемостью мотивов с противоположным содержанием и наличием грамматической категории рода не удалось. Среди исследуемых народов только в языках народов енисейской языковой семьи, кетов и югов, есть категория рода. Но гендер светила в мифологии этих народов не совпадает с грамматическим родом обозначающего его слова в их языках. В мифологических системах более чем половины остальных народов встречаются мотивы противоположного содержания. Невозможность подтвердить наличие данной корреляции также доказывается анализом ролей, которые играют изучаемые персонажи.

Об авторе

А. Н. Кулаевская
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Анастасия Н. Кулаевская

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Березкин 2023 – Березкин Ю.Е. Солярная мифология Восточной Азии и других регионов // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023. Т. 6. № 4. С. 51–79.

2. Дугаров 1981 – Дугаров Д.С. К этимологии терминов юурэн, уур, уури // Советская этнография. 1981. № 1. С. 98–102.

3. Манжигеев 1978 – Манжигеев И.В. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины: Опыт атеистической интерпретации. М.: Наука, 1978. 127 с.

4. Эрдэнэболд 2012 – Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов: конец XIX – начало XX в. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН, 2012. 194 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кулаевская А.Н. Солярно-лунарная мифология Северной и Восточной Азии: некоторые корреляции. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2024;7(3):33-57. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-3-33-57

For citation:


Kulaevskaya A.N. Solar-lunar mythology of North and Eastern Asia. Several correlations. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2024;7(3):33-57. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-3-33-57

Просмотров: 474


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)