Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Как история становится фольклором: механизмы фольклоризации историй о войне и холокосте

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-61-87

Аннотация

Фольклористы рубежа XIX–XX вв. верили, что фольклор (в частности, эпос) может быть историческим источником. Вскоре это предположение было опровергнуто, и любые попытки соотнести фольклор и реальность на долгие годы стали выглядеть смешными и антинаучными. О фольклорных текстах начали говорить как об устойчивых структурах, в которых повествовательный шаблон доминирует над деталями. Однако корпус фольклорных текстов о недавних исторических событиях, например, о Великой Отечественной войне и холокосте, в наше время только складывается. На материале, собранном в экспедициях в Ростов-на-Дону, Брянскую область и Северный Кавказ, в частности интервью, посвященных памяти об оккупации, мы описали два механизма, с помощью которых повествование о реальных событиях превращается в квазиисторические фольклорные нарративы. Первый механизм фольклоризации – это добавление в текст деталей, призванных вызвать у слушателя сильные эмоции и заставить его передавать текст дальше. Второй механизм, который отличает свидетельства от квазиисторического фольклорного нарратива, основан на «моральном» сообщении, содержащемся в тексте. В таких историях злоумышленники получают наказание, а люди, совершившие правильный, с точки зрения морали, поступок, – награду.

Об авторах

С. В. Белянин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Сергей В. Белянин

119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82



Е. А. Закревская
Российский государственный гуманитарный университет; Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук
Россия

Екатерина А. Закревская

125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6

117418, Москва, Нахимовский пр-кт, д. 51/21



Список литературы

1. Азбелев 1964 – Азбелев С.Н. Русский фольклор: проблемы современного народного творчества. Т. 9: Современные устные рассказы. М.; Л.: Наука, 1964. 333 с.

2. Алферова, Блохин 2020 – Алферова И.В., Блохин В.Ф. Основание и деятельность чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942– 1945 гг.) // Вестник БГУ. 2020. № 4 (46). С. 9–19.

3. Альтман 2002 – Альтман И. Жертвы ненависти: Холокост в СССР: 1941– 1945 гг. М.: Фонд «Ковчег»; Коллекция «Совершенно секретно», 2002. 540 с.

4. Архипова* 2012 – Архипова* А.С. Рога и копыта генералиссимуса: демонизация Сталина в советской и постсоветской традиции // In Umbra: Демонология как семиотическая система / Под ред. Д.И. Антонова, О.Б. Христофоровой. М.: РГГУ, 2012. Вып. 1. С. 409–433.

5. Архипова*, Зислин 2019 – Архипова* А.С., Зислин И. Похороны мыла: легенды и реальность Холокоста // Фольклор и антропология города. 2019. Т. 2. № 1–2. С. 146–163.

6. Архипова*, Кирзюк 2020 – Архипова* А.С., Кирзюк А.А. Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР. М.: НЛО, 2020. 536 с.

7. Ассман 2014 – Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: НЛО, 2014. 328 с.

8. Байбурин, Левинтон 1983 – Байбурин А.К., Левинтон Г.А. О соотношении фольклорных и этнографических фактов // Acta Ethnographica. 1983. T. 32. № 1–4. С. 3–31.

9. Бандурин, Ворсин 2018 – Бандурин С.Г., Ворсин В.Ф. Деятельность советской трофейной службы в 1941–1945 гг. // Военно-исторический журнал. 2018. № 12. С. 49–56.

10. Кербелите 2001 – Кербелите Б. Типы народных сказаний: структурносемантическая классификация литовских этиологических, мифологических сказаний и преданий. СПб.: Европейский дом, 2001. 607 с.

11. Кирзюк 2018 – Кирзюк А.А. Сюжет это симптом? Как фольклористы изучают городские легенды // Фольклор и антропология города. 2018. Т. 1. № 1. С. 20–43.

12. Латышев 2017 – Латышев А.В. Фильтрация: судьба советских солдат и офицеров после плена // Живая история. 2017. № 4 (22). С. 32–37.

13. Левкиевская 1997 – Левкиевская Е.Е. Народ безмолвствует? Советское богоборчество глазами русского крестьянина // Родина. 1997. № 8. С. 96–101.

14. Матлин 2017 – Матлин М.Г. Система мотивов в устных рассказах сельского населения Ульяновского Поволжья о голоде 1941–1945 гг. // Научный диалог. 2017. № 9. С. 42–54.

15. Махалова 2020 – Махалова И.А. Коллаборационизм в Крыму в период нацистской оккупации (1941–1944 гг.): Дис. … канд. ист. наук. НИУ ВШЭ. М., 2020. 277 с.

16. Медведев, Перегудов, Синицын 2020 – Медведев М.В., Перегудов А.В., Синицын Ф.Л. Нацистская карательная политика на оккупированной территории Ростовской и Сталинградской областей в 1942–1943 гг. // Белорусский исторический обзор. 2020. № 1 (3). С. 158–168.

17. Мерридейл 2019 – Мерридейл К. Каменная ночь: смерть и память в России XX в. М.: Corpus, 2019. 512 с.

18. Мицель 2007 – Мицель М. Запрет на увековечение памяти как способ замалчивания Холокоста: практика КПУ в отношении Бабьего Яра // Голокост i сучастнiсть. 2007. № 1. С. 9–30.

19. Неклюдов 2001 – Неклюдов С.Ю. Авантекст в фольклорной традиции // Живая старина. 2001. № 4. С. 2–4.

20. Неклюдов 2007 – Неклюдов С.Ю. Заметки об «исторической памяти» в фольклоре // Сборник к 60-летию А.К. Байбурина / Под ред. Н.Б. Вахтина, Г.А. Левинтона. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007. С. 77–86. URL: https://ruthenia.ru/folklore/neckludov46.htm (дата обращения 20 мая 2022).

21. Неклюдов 2016 – Неклюдов С.Ю. Литература как традиция. Т. 2: Легенда о Разине: персидская княжна и другие сюжеты. М.: Индрик, 2016. 552 c.

22. Пропп 1976 – Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. С. 46–82.

23. Пропп 1998 – Пропп В.Я. Морфология (волшебной) сказки: Исторические корни волшебной сказки / Сост., науч. ред. И.В. Пешков. М.: Лабиринт, 1998. 511 с.

24. Энгелькинг 2018 – Энгелькинг А. Сказ полесского села, или О фольклоризации памяти о Второй мировой войне // Славяноведение. 2018. № 6. С. 27–46.

25. Bell 2002 – Bell C. Emotional selection in memes: the case of urban legends // Journal of personality and social psychology. 2002. Vol. 81. No. 6. Р. 1028– 1041.

26. Exeler 2016 – Exeler F. What did you do during the war? Personal responses to the aftermath of Nazi occupation // Kritika. 2016. Vol. 17. No. 4. Р. 805–835.

27. Lerner 1980 – Lerner M.J. The belief in a just world: а fundamental delusion. N.Y.: Plenum Press, 1980. 209 p.

28. Rebrova 2020 – Rebrova I. Re-constructing grassroots Holocaust memory. The case of the North Caucasus. Berlin; Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2020. 369 p.

29. Shternshis 2017 – Shternshis A. When Sonia met Boris: an oral history of Jewish life under Stalin. Oxford: Oxford University Press, 2017. 247 p.

30. Zeltser 2018 – Zeltser А. Unwelcome memory. Holocaust monuments in the Soviet Union. Jerusalem: Yad Vashem, 2018. 386 p.

31. Zhurzhenko 2015 – Zhurzhenko T. Shared memory culture? Nationalizing the “Great Patriotic War” in the Ukrainian-Russian borderlands // Memory and change in Europe: Eastern perspectives / Ed. by M. Pakier, J. Wawrzyniak. N.Y.; Oxford: Berghahn Books, 2015. Р. 169–192.


Рецензия

Для цитирования:


Белянин С.В., Закревская Е.А. Как история становится фольклором: механизмы фольклоризации историй о войне и холокосте. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023;6(3):61-87. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-61-87

For citation:


Belyanin S.V., Zakrevskaya E.A. How history becomes folklore: folklorization mechanisms of war and Holocaust stories. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2023;6(3):61-87. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-61-87

Просмотров: 172


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)