Как литература становится этнографией: судьба одной цитаты
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2019-2-4-84-106
Аннотация
В статье рассматриваются источники описания осеннего поминального обряда в Литве и Белоруссии в «Русских простонародных праздниках и суеверных обрядах» И.М. Снегирёва (1839). Выявляется, что, наряду с собственно этнографическими и историческими текстами, а также словарями славянских языков, Снегирёв использовал вторую часть драмы Адама Мицкевича «Дзяды» (1823) (предисловие, поэтические рефрены и отдельные мотивы). Кроме того, «Дзяды» Мицкевича послужили источником для других этнографических трудов, например, для статьи А.О. Мухлинского 1830 г. об обрядах в Новогрудском повете, которую Снегирёв также использовал. В свою очередь, Мицкевич отобразил в драме как личные этнографические впечатления, почерпнутые в детстве и юности, так и образы кабинетной «национальной мифологии», отраженные книжными источниками. При этом если Мицкевич сочетает мотивы и формулы, отсылающие к различным фольклорно-мифологическим дискурсам (с одной стороны, элементы реального обряда, направленного на коммуникацию с душами предков, с другой – формулы и мотивы быличек о «нечистых» покойниках), то Снегирёв идет еще дальше и совмещает эти разноплановые элементы в рамках одного «фольклорного» текста (обращения к вызываемым душам).
Проведенный текстологический анализ позволяет выяснить пути заимствования и механизмы компиляции, поднимая проблемы, с одной стороны, восприятия источников авторами, стоявшими у истоков славянской этнографии, и специфики цитирования (что превращает изначальный авторский текст в подобие «общего» фольклористического знания), с другой – понимания литературной компиляции как метода передачи информации, когда исходный текст трансформируется, дабы быть приближенным к национальной традиции.
Ключевые слова
Об авторах
М. В. АхметоваРоссия
кандидат филологических наук
119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82
О. В. Белова
Россия
доктор филологических наук
119991, Москва, Ленинский пр-т, д. 32-А
Список литературы
1. Басаргина 1999 – Басаргина Е.Ю. Застолье. СПб.: Диамант, 1999. 512 с.
2. Белова, Петрухин 2008 – Белова О.В., Петрухин В.Я. «Еврейский миф» в славянской культуре. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2008. 576 с.
3. Брусевiч 2005 – Брусевiч А. Вобраз Гусляра ў драматычнай паэме Адама Мiцкевiча Дзяды // Od strony kresów: Studia i szkice. Cz. 3 / Red. H. Bursztyńska. Kraków: Wyd. Nauk. Akademii Pedagogicznej, 2005. S. 19–24.
4. Виноградова 1982 – Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. 256 с.
5. Виноградова 2019 – Виноградова Л.Н. Особая категория мифологических персонажей: души-«покутники» // Живая старина. 2019. № 2. С. 19–21.
6. Журавлёв 2005 – Журавлёв А.Ф. Язык и миф: Лингвистический комментарий к труду А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». М.: Индрик, 2005.
7. Кононов 1974 – Кононов А.Н. Библиографический словарь отечественных тюркологов: Дооктябрьский период. М.: Главная редакция восточной литературы, 1974.
8. Костюхин 1999 – Костюхин Е.А. Иван Снегирёв – человек, ученый, издатель пословиц // Снегирёв И.М. Русские народные пословицы и притчи. М.: Индрик, 1999. С. 443–477.
9. Левкиевская 2004 – Левкиевская Е.Е. Огни блуждающие // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 3. М.: Международные отношения, 2004. С. 511–513.
10. Левкиевская 2007 – Левкиевская Е.Е. «Дзяды» Мицкевича и славянские поминальные Деды // Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре / Отв. ред. В.А. Хорев. М.: Наука, 2007. С. 218– 227.
11. Николаев 2004 – Николаев С.И. Мицкевич // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 18/19: Пушкин и мировая литература: Материалы к «Пушкинской энциклопедии». СПб.: Наука, 2004. С. 205–209.
12. Софронова 2006 – Софронова Л.А. Культура сквозь призму поэтики. М.: Языки славянских культур, 2006. 832 с.
13. Станкевiч 2010 – Станкевiч С. Беларускiя элементы ў польскай рамантычнай паэзii / Пер. М. Хаўстовiч. Вiльня: Iнстытут беларусiстыкi; Беласток: Беларускае гiстарычнае таварыства, 2010. (1-е изд.: Stankiewicz S. Pierwiastki białoruskie w polskiej poezji romantycznej. Cz. 1: Do roku 1830. Wilno: Dom Książki Polskiej w Warszawie, 1830.)
14. Топорков 2002 – Топорков А.Л. О «Белорусских народных преданиях» и их авторе // Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / Изд. подг. А.Л. Топорков, Т.Г. Иванова, Л.П. Лаптева, Е.Е. Левкиевская. М.: Ладомир, 2002. С. 245–254.
15. Харытанюк-Мiхей 2016 – Харытанюк-Мiхей Г. Абрад Дзядоў у дакумэнтах i цыклi Мiцкевича / Пер. А. Пяткевiч // Arche. 2016. № 2. С. 387– 636. (1-е изд.: Harytoniuk-Mihej G. Obrzęd dziadów w dokumentach i w cyklu Mickiewicza. Warszawa: Slawistyczny Ośrodek Wydawniczy, 2011.)
16. Batowski 1936 – Batowski H. Mickiewicz a Słowianie do roku 1840. Lwow: Nakładem Towarzystwa Naukowego, 1936. 204 с.
17. Boryś 2005 – Boryś W. Słownik etymologiczny języka polskiego. Kraków: Wyd. Literackie, 2005. 865 с.
18. Borowy 1999 – Borowy W. O poezji Mickiewicza. Wyd. 2. Lublin: Towarzystwo Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 1999. 632 с. (Wyd. 1: Lublin: Towarzystwo Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 1958. Т. 1, 2).
19. Niebrzegowska 1998 – Niebrzegowska S. Dusze na pokucie. Lubelskie opoweści wierzeniowe // Etnolingwistyka: Problemy języka i kultury. 1998. № 9/10. S. 318–328.
20. Pigoń 1951 – Pigoń S. Do źródeł «Dziadów» kowieńsko-wileńskich // Pigoń S. Studia literackie. Kraków: Wyd. M. Kot, 1951. S. 96–159.
21. Pigoń 1967 – Pigoń S. Formowanie «Dziadów» części drugiei: Rekonstrukcja genetyczna. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 1967. 147 с.
22. Tadeusiewicz 1972 – Tadeusiewicz H. «Motyl» (1828–1831) – warszawskie czasopismo literacko-rozrywkowe // Rocznik Historii Czasopiśmiennictwa Polskiego. 1972. Т. 11. № 3. S. 329–342.
23. Targ 1958 – Targ A. Opolszczyzna pod rządami Lukaschka i Wagnera. Katowice: Ṡlask, 1958. 183 с.
24. Wantowska 1958 – Wantowska M. «Dziady» kowieńsko-wileńskie // Ludowość u Mickiewicza / Red. J. Krzyżanowski, R. Wojciechowski. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 1958. S. 199–320.
25. Wojciechowski 1958 – Wojciechowski R. W kręgu żywej tradycji // Ludowość u Mickiewicza / Red. J. Krzyżanowski, R. Wojciechowski. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 1958. S. 33–42.
Рецензия
Для цитирования:
Ахметова М.В., Белова О.В. Как литература становится этнографией: судьба одной цитаты. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2019;2(4):84-106. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2019-2-4-84-106
For citation:
Akhmetova M.V., Belova O.V. How fiction becomes ethnography. The case of one quotation. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2019;2(4):84-106. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2019-2-4-84-106