Авель, Иуда и сатана: фольклорные мотивы в русской иконописи XVI–XVII вв.
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-2-50-63
Аннотация
Автор рассматривает необычный иконографический казус: каргопольскую икону конца XVI в., на которой место в аду, на коленях дьявола, традиционно принадлежавшее Иуде Искариоту, занимает Авель. Автор очерчивает круг книжных и фольклорных текстов, в которых отразилась легенда о том, что апостол-предатель сидит в аду на коленях сатаны. После этого он анализирует легенду об Авеле как первом мертвеце на земле. Эта легенда – христианская адаптация кочующего мотива «птица учит людей хоронить мертвецов в земле», широко представленная в фольклоре на территории Евразии. Вариации мотива известны в мусульманской, еврейской и христианской литературе, в Передней и Малой Азии, на Кавказе и в Арктике. На Руси этот мотив знали благодаря легенде об Авеле, которая вошла в популярную Толковую палею. Она рассказывала, что после первого на земле убийства тело Авеля оставалось нетленным. Бог послал к прародителям двух горлиц – одна из них умерла, вторая похоронила ее в земле и таким образом научила Адама и Еву, как поступать с покойниками. Этот сюжет распространился в русской иконописи XVII в. Как предполагает автор, именно это и породило оригинальное визуальное решение на каргопольской иконе – ее создатель знал легенду о первом мертвеце и развернул ее логику на события, связанные с распятием и воскресением Спасителя. На коленях дьявола оказался не главный грешник, а тот, кто первым умер на земле и чья душа первой попала в преисподнюю, – его и выводят из ада пророки.
Об авторе
Д. И. АнтоновРоссия
Дмитрий И. Антонов, доктор исторических наук
125047, Москва, Миусская пл., д. 6, стр. 6
119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82
Список литературы
1. Агапкина 2010 – Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М.: Индрик, 2010. 823 с.
2. Антонов 2013 – Антонов Д.И. Из «народной Библии» сел Самойловка и Залесянка // Живая старина. 2013. № 4. С. 48–51.
3. Антонов 2014 – Антонов Д.И. У святых очи вертел? Фигуры без глаз на русских миниатюрах // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии: Сб. науч. статей / отв. ред., сост. Д.И. Антонов. М.: РГГУ, 2013. С. 15–43.
4. Антонов 2023а – Антонов Д.И. Нимб и крест: как читать русские иконы. М.: АСТ, 2023. 304 с.
5. Антонов 2023б – Антонов Д.И. Похороны Авеля: апокрифический мотив в русской иконописи // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. № 9. Ч. 2. С. 246–257.
6. Антонов, Майзульс 2024 – Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. 5-е изд., испр. и доп. М.: Форум-Неолит, 2024. 272 с.
7. Антонов, Сукина, Майзульс 2024 – Антонов Д.И., Сукина Л.Б., Майзульс М.Р. Русское Средневековье: мир идей. М.: Слово, 2024. 336 с.
8. Баше 2005 – Баше Ж. Средневековые изображения и социальная история: новые возможности иконографии // Одиссей: Человек в истории: Время и пространство праздника. 2005. Вып. 17. С. 152–190.
9. Грейвс, Патай 2002 – Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы: Книга Бытия / пер. с англ. Л. Володарской. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2002. 463 с.
10. Державина 1965 – Державина О.А. «Великое зерцало» и его судьба на русской почве. М.: Наука, 1965. 439 с.
11. Качалова, Маясова, Щенникова 1990 – Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля: к 500-летию уникального памятника русской культуры. М.: Искусство, 1990. 388 с.
12. Пигин 2006 – Пигин А.В. Видения потустороннего мира в русской ру кописной книжности. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 432 с.
13. Попова 2015 – Попова Т.Л. Иконы из собрания Переславского музея-заповедника. Рыбинск: Медиарост, 2015. 223 с.
14. Преображенский 2017 – Преображенский А.С. Усекновение главы Иоанна Предтечи, со сценами жития // Иконы Вологды конца XVI–XVII в. / [гл. ред. Л.В. Нерсесян]. М.: Северный паломник, 2017. С. 68–75.
Рецензия
Для цитирования:
Антонов Д.И. Авель, Иуда и сатана: фольклорные мотивы в русской иконописи XVI–XVII вв. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2025;8(2):50-63. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-2-50-63
For citation:
Antonov D.I. Abel, Judas and Satan. Folklore motifs in Russian icon-painting of the 16th – 17th centuries. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2025;8(2):50-63. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-2-50-63