Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Встреча в лесу: «образец» и «инструкция» в культуре коммуникации средневековой Ирландии

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-1-10-32

Аннотация

Исследование посвящено сопоставлению двух типов коммуникации с мифологическим персонажем, зависящих от жанра нарратива. Так, в быличке встреченный мифологический персонаж воспринимается как потенциальный агрессор, и его следует особым образом «отогнать», желательно – при помощи бранных слов. В волшебной сказке мифологический персонаж может выступить в функции дарителя и воздаст за проявленную к нему вежливость. Неверная оценка типов реальности может сама стать объектом наррации. В качестве материала привлекаются две древнеирландские саги, в которых описана встреча пяти братьев во время охоты с монструозной женщиной, предлагающей им соединиться с ней. В первом тексте все братья, кроме одного, отказываются, а последний соглашается и за это получает власть над Ирландией. Во втором исходная ситуация та же, однако монструозная женщина оказывается их переодетой двоюродной сестрой и соперницей. Все браться соглашаются соединиться с ней, но оказываются связанными и порабощенными. Сопоставительный анализ двух текстов опирается на включение в материал точки зрения компилятора и его предполагаемой аудитории, а также противопоставление языческого предания и его христианской интерпретации. 

Об авторе

Т. А. Михайлова
Институт языкознания РАН
Россия

Татьяна А. Михайлова, доктор филологических наук

125009, Россия, Москва, Б. Кисловский пер., д. 1



Список литературы

1. Михайлова 2021 – Михайлова Т.А. Святой Киаран – карающая длань? // Атлантика: Записки по исторической поэтике. Вып. 17 / отв. ред. Т.А. Михайлова. М.: МАКС Пресс, 2021. С. 55–73.

2. Borsje 1996 – Borsje J. From chaos to enemy. Encounter with monsters in Early Irish texts. An investigation related to the process of Christianization and the concept of evil. Turnhout: Brepols Publishers, 1996. 430 p.

3. Bourke 1999 – Bourke A. The burning of Bridget Cleary. A true story. L.: Pimlico, 1999. 240 p.

4. Breatnach 1953 – Breatnach R.A. The lady and the king. A theme of Irish literature // Studies. 1953. Vol. 43. P. 321–336.

5. Carey 1995 – Carey J. On the interrelationships of some ‘Cin Dromma Snechtai’ texts // Éiu. 1995. Vol. 46. P. 71–92.

6. Eberly 1988 – Eberly S. Fairies and folklore of disability. Changelings, hybrids and solitary fairy // Folklore. 1988. Vol. 99. No. 1. P. 58–77.

7. Eichhorn-Mulligan 2006 – Eichhorn-Mulligan A.C. The anatomy of power and the miracle of kingship. The female body of sovereignty in a Medieval Irish kingship tale // Speculum. 2006. Vol. 81. No. 4. P. 1014–1054.

8. Fumaroli 1982 – Fumaroli M. Les enchantements de l’éloquence: Les Fées de Charles Perrault ou de la littérature // Le statut de la littérature. Mélanges offerts à Paul Bénichou. Geneva: Droz, 1982. P. 153–186.

9. Fumaroli 2014 – Fumaroli M. Les Contes de Perrault et leur sens second: l’éloge de la modernité du siècle de Louis le Grand // Revue d’histoire littéraire de la France. 2014. Vol. 114. No. 4. P. 775–796.

10. Jenkins 1977 – Jenkins R.P. Witches and fairies. Supernatural aggression and deviance among Irish peasantry // Ulster Folklore. 1977. Vol. 23. P. 33–56.

11. Mac Cana 1956 – Mac Cana Pr. Aspects of the theme of king and goddess in Irish literature // Études celtiques. 1956. Vol. 7. P. 356–413.

12. Mac Cana 1980 – Mac Cana Pr. The learned tales of Medieval Ireland. Dublin: DIAS, 1980. 168 p.

13. Mac Eoin 1978 – Mac Eoin G. Suithchern and Ronán Dicolla // Zeitschrift für celtische Philologie. 1978. Bd. 36. S. 63–82.

14. Passmore 2008 – Passmore S.E. Prophecy and counsel in the kingship tale of Niall Noígallach // Essays on the Early Irish king tales / ed. by D.M. Wiley. Dublin: Four Courts Press, 2008. P. 148–169.

15. Schulenburg 1985 – Schulenburg J.T. The heroics of virginity. Brides of Christ and sacrificial mutation // Women of the Medieval world. Essays in honour of John H. Mundy / ed. by J. Kirshner, S. Wemple. Oxford: Basil Blackwell, 1985. P. 29–72.

16. Trindade 1986 – Trindade W.A. Irish Gormlaith as a sovereignty figure // Études celtiques. 1986. Vol. 22. P. 143–156.


Рецензия

Для цитирования:


Михайлова Т.А. Встреча в лесу: «образец» и «инструкция» в культуре коммуникации средневековой Ирландии. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2025;8(1):10-32. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-1-10-32

For citation:


Mikhailova T.А. An encounter in the forest. Samples and instructions in the culture of communication in Medieval Ireland. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2025;8(1):10-32. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-1-10-32

Просмотров: 770


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)