Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

От фольклора индейцев до «страшных» историй: исследования американского детского фольклора

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-124-146

Аннотация

В отечественной традиции открытие жанра детских страшных историй, или «страшилок», – событие, имеющее свою историю, описанную современниками. В 1970 г. на всесоюзной конференции в Новгороде состоялся первый тематический доклад О.Н. Гречиной, которая несколькими годами ранее случайно зафиксировала первые тексты и ввела их в научный оборот. В американской традиции в 1960-х гг. страшные истории стали частью исследований, посвященных детскому нарративу и сопутствующим процессам нарративизации. Другими словами, вплелись в популярную на тот момент тенденцию к изучению спонтанной детской фантазии, и страшные истории, страх, фантазии на тему страха оказались одним из ключевых ее элементов. В данной статье описываются исторические этапы американской науки, которые предшествовали этим событиям и сформировали самобытную традицию изучения детского «страшного» фольклора в Америке. 

Об авторе

Э. Г. Матвеева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Эста Г. Матвеева

125047, Москва, Миусская пл., д. 6

 



Список литературы

1. Applebee 1973 – Applebee A.N. The spectator role. Theoretical and developmental studies of ideas about and responses to literature, with special reference to four age levels. Ph.D. Thesis. L.: University of London, 1973. 429 p.

2. Beuf 1979 – Beuf A.H. Biting off the bracelet. A study of children in hospitals. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1979. 164 p.

3. Bronner 1988 – Bronner S.J. American Children’s Folklore, August House, Little Rock, Arkansas, 1988. 281 p.

4. Conrad 2002 – Conrad J. The war on youth. A modern Oedipal tragedy // Children’s Folklore Review. 2002. Vol. 24. No. 1–2. P. 33–42.

5. Degh, Vázsonyi 1983 – Degh L., Vázsonyi A. Does the word ‘dog’ bite? Ostensive action: a means of legend-telling // Journal of Folklore Research. 1983. Vol. 20. No. 1. P. 5–34.

6. Eriksen 2004 – Eriksen T.H. What is anthropology? L.: Pluto Press; Michigan: Ann Arbor, 2004. 180 p.

7. Preece 1987 – Preece A. The range of narrative forms conversationally produced by young children // Journal of Child Language. 1987. Vol. 14. No. 2. P. 353–373.

8. Freud 1988 – Freud H.A. Cultural evolution, survivals and immersion. The implications for 19th-century folklore studies // 100 years of American folklore studies. A conceptual history / Ed. by W.M. Clements. Washington: The American Folklore Society, 1988. P. 12–15.

9. Gould 1972 – Gould R. Child studies through fantasy. N.Y.: Quadrangle Books, 1972. 292 p.

10. Grider 2007 – Grider S.A. Children’s ghost stories // Haunting Experiences. Ghosts in contemporary folklore. Boulder: University Press of Colorado, 2007. P. 111–140.

11. Grider 1988 – Grider S.A. Salvaging the folklore of “Old English” folk // 100 years of American folklore studies. A conceptual history / Ed. by W.M. Clements. Washington: The American Folklore Society, 1988. P. 26–28.

12. Howard 1977 – Howard D. Dorothy’s world. Childhood in Sabine Bottom, 1902–1910. Bakersfield, New Jersey: Prentice-Hall, 1977. 298 p.

13. Knapp 1976 – Knapp M., Knapp H. One potato, two potato. The secret education of American children. N.Y.: W.W. Norton & Company, 1976. 274 p.

14. Krell 1980 – Krell R. At a children’s hospital. A folklore survey // Western Folklore. 1980. Vol. 39. No. 3. P. 223–231.

15. Maranda 1971 – Köngäs-Maranda E.K., Maranda P. Structural models in folklore and transformational essays. The Hague; P.: Mouton, 1971. 145 p. McNeil 1988 – McNeil W.K. Pre-society American folklorists // 100 years of American folklore studies. A conceptual history / Ed. by W.M. Clements.

16. Washington: The American Folklore Society, 1988. P. 2–5.

17. Sherman, Weisskopf 195 – Sherman J., Weisskopf T.K.F. Greasy grimy gopher guts. The subversive folklore of childhood. Little Rock, Arkansas: August House, 1995. 248 p.

18. Sutton-Smith 1981 – Sutton-Smith B. The folkstories of children. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1981. 311 p.

19. Sutton-Smith, Botvin, Mahony 1976 – Sutton-Smith B., Botvin G., Mahony D. Developmental structures in fantasy narratives // Human Development. 1976. Vol. 19. No. 1. P. 1–13.

20. Sutton-Smith 1999 – Children’s folklore. A source book / Ed. by B. Sutton-Smith, J. Mechling, T.W. Johnson, F.R. McMahon. N.Y.: Garland, 1999. 390 p. Tucker 2008 – Tucker E. Children’s folklore. A handbook. Westport; L.: Bloomsbury Academic, 2008. 164 p.

21. Tucker 2012 – Tucker E. Changing concepts of childhood. Children’s folklore scholarship since the late 19th century // The Journal of American Folklore. 2012. Vol. 125. No. 498. P. 389–410.

22. Umiker-Sebeok 1979 – Umiker-Sebeok D.J. Preschool children’s intraconversational narratives // Journal of Child Language. 1979. Vol. 6. No. 1. P. 91–109.


Рецензия

Для цитирования:


Матвеева Э.Г. От фольклора индейцев до «страшных» историй: исследования американского детского фольклора. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023;6(4):124-146. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-124-146

For citation:


Matveeva E.G. From native American folklore to “scary” stories. Survey of research on American children’s folklore. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2023;6(4):124-146. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-124-146

Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)