Золотое блюдо и рыбий смех: опыт семантического анализа мотивов
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-2-12-48
Аннотация
Статья посвящена описанию семантики мотива, его внутренней структуры, текстовой манифестации и дистрибуции, а также «сетевых» межмотивных связей. Материал – несколько сюжетных групп, различным образом соотносимых между собой: Вещий/Нерассказанный сон / Язык животных (AaTh 671 Е*; 725; 517, 670, 672, 672D*, 673, 781; Mot. M312.2 sq.; D217; M312.0.2), Укрощение невесты (AaTh 519, ср. 516), Победа слабого (AaTh 480С*, 565, 613, 735А, 930, 1535; СУС −813А**; Березк., K27nn, K88) и еще некоторые ассоциированные с ними сюжеты. Мотивы этой группы обычно имеют бинарную или тернарную структуру, элементы которой дисперсно распределены в сказочном тексте, будучи разделены повествовательными фрагментами, которые наполнены другими событиями и приключениями.
Проделанный анализ позволяет систематизировать мотивы и их структурные элементы следующим образом: 1) минимальные смыслоразличительные (но не смыслообразующие) дифференциальные признаки сюжетных композитов (семы «повествовательной грамма тики»), на фабульном уровне далее не членимые; 2) «простые» моти вы; их можно рассматривать как совокупность сем, которые благодаря устанавливаемым между ними связям обретают смыслообразующие функции и структурируют мотив в качестве своего рода нарратив ной семантемы; 3) «сложные» мотивы, имеющие бинарную или тернарную структуру, элементы которой дисперсно распределены в сказочном тексте (впрочем, граница между «простыми» и «сложными» мотивами достаточно условна).
Структура мотива адекватно описывается как фрейм, слоты которого, определимые своими фасетными значениями, могут заполняться и семами (в «простых» мотивах, но не только в них), и семантемами (в мотивах сложных). Тем самым межмотивные связи оказываются либо иерархическими (мотив, вложенный в мотив, «матрешка»), либо сетевыми (одни и те же семы заполняют слоты разных мотивов, связывая эти мотивы «семантическими каналами», что имеет далеко идущие последствия для работы генеративных механизмов традиции). Наконец, как слоты для особого, «процедурного» (а не «материального») заполнения, целесообразно рассматривать слоты, содержащие сами «программы», по которым устанавливаются логические отношения между компонентами мотива.
Ключевые слова
Об авторе
С. Ю. НеклюдовРоссия
Сергей Ю. Неклюдов, доктор филологических наук, профессор
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 84
Список литературы
1. Акимушкин 1984 – Акимушкин О.Ф. «Тути-Наме» и предшественник Нахшаби (к вопросу об индо-иранских культурных связях) // Письменные памятники Востока: Историко-филологические исследования: Ежегодник, 1976–1977. М.: Наука, 1984. С. 4–21.
2. Акимушкин 1985 – Акимушкин О.Ф. Забытые «Рассказы попугая» // Имад ибн Мухаммад ан-Наари. Жемчужины бесед (Джавахир аласмар) / Пер. М.-Н.О. Османова; предисл. О.Ф. Акимушкина. М.: Наука, 1985. С. 5–12.
3. Жирмунский 1979 – Жирмунский В.М. Литературные отношения Востока и Запада как проблема сравнительного литературоведения // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад / Сост. М.П. Алексеев, Ю.Д. Левин, Б.Н. Путилов. Л.: Наука, 1979. С. 18–45.
4. Жирмунский 2004 – Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблема сравнительного изучения эпоса // Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки / Сост. Б.С. Долгин, С.Ю. Неклюдов. М.: ОГИ, 2004. С. 234–250.
5. Козлова 2000 – Козлова Н.К. Восточнославянские былички о змее и змеях: Мифический любовник: Указатель сюжетов и тексты. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 261 с.
6. Мелетинский 2004 – Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М.: Восточная литература, 2004. 460 с.
7. Мелетинский, Неклюдов, Новик, Сегал 2001 – Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Структура волшебной сказки. М.: РГГУ, 2001. 239 с. (Традиция – текст – фольклор: типология и семиотика)
8. Мелетинский, Неклюдов, Новик, 2010 – Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Историческая поэтика фольклора: от архаики к классике. М.: РГГУ, 2010. 288 с. (Традиция – текст – фольклор: типология и семиотика)
9. Михайлов 1969 – Михайлов Г.И. Литературное наследство монголов. М.: Наука, 1969. 175 с.
10. Неклюдов 1980 – Неклюдов С.Ю. Заметки о мифологической и фольклорно-эпической символике у монгольских народов: символика золота // Etnografia Polska. 1980. t. 24. zesz. 1. S. 65–94.
11. Неклюдов 2008 – Неклюдов С.Ю. Понять и осмыслить: к проблеме «ослышек» и лексических искажений в устной традиции // Человек как слово: Сб. в честь Вардана Айрапетяна. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 123–132.
12. Неклюдов 2016 – Неклюдов С.Ю. Человек в чужом доме // Свое среди чужого, чужое среди своего [Сб. статей] / Ред.-сост. Е.Е. Жигарина, Ю.Н. Наумова. М.: Форум, 2016. С. 235–258.
13. Неклюдов 2019a – Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: миф и обряд. М.: Индрик, 2019. 520 с.
14. Неклюдов 2019b – Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 592 с.
15. Неклюдов, Новик, 2010 – Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Невидимый и нежеланный гость // Исследования по лингвистике и семиотике: Сб. статей к юбилею Вяч.Вс. Иванова / Отв. ред. Т.М. Николаева. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 393–408.
16. Пропп 1969 – Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. 168 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока)
17. Пропп 1986 – Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 384 с.
18. Соколов 1923 – Соколов Б.М. Эпические сказания о женитьбе князя Владимира (Германо-русские отношения в области эпоса) // Ученые записки Государственного Саратовского ун-та им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1923. Т. 1. Вып. 3. С. 69–122.
19. Топорков 1997– Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX в. М.: Индрик, 1997. 455 с.
20. Урай-Кехальми 1974 – Урай-Кехальми К. Некоторые фольклорные данные о роли лука и стрелы в свадебных обрядах // Исследования по восточной филологии: К семидесятилетию профессора Г.Д. Санжеева. М.: Наука, 1974. С. 256–260.
21. Цендина 1999 – Цендина А.Д. Легенды о происхождении племенного союза табунангов в монгольских летописях // Altaica III: Сборник статей и материалов / Сост. Е.В. Бойкова, Д.Д. Васильев; отв. ред. В.М. Алпатов. М: Ин-т востоковедения РАН. М., 1999. С. 139–151.
22. Цендина 2006 – Цендина А.Д. ...И страна зовется Тибетом. М.: Восточная литература, 2006. 304 с.
23. Ярхо 1931 – Ярхо Б.И. Сказание о Сигурде и Нифлунгах на скандинавском Севере // Сага о Волсунгах / Пер., предисл. и примеч. Б.И. Ярхо. М.; Л.: Academia, 1931. С. 17–91.
24. Bawden 1961 – Bawden C.R. The supernatural element in sickness and death according to Mongol tradition (Part 1) // Asia Major. New Series. 1961. Vol. 8. P. 215–257.
25. Burkhart 1990 – Burkhart D. Heldenjungfrau // Enzyklopädie des Märchens. Handwörterbuch zur historischen und vergleichenden Erzählforschung. Akademie der Wissenschaften zu Göttingen. Berlin; N.Y.: Walter de Gruyter, 1990. Bd. 6. S. 745–753.
26. Crawley 1927 – Crawley A.E. The Mystic rose. A study of primitive marriage and of primitive thought in its bearing on marriage. Vol. 2. London: Methuen, 1927. 375 p.
27. Löwis-of-Menar 1923 – Löwis-of-Menar A. Die Brunhildsage in Russland. Leipzig: Mayer & Müller, 1923. 110 S.
28. Mostaert 1934 – Mostaert A. Ordosica, II. Le noms de clan chez les Mongols Ordos // Bulletin of the Catholic University of Peking. 1934. No. 9. P. 21–54.
29. Sagaster 1976 – Die Weisse Geschichte (čaɣan teüke). Eine mongolische Quelle zur Lehre von den beiden Ordnungen. Religion und Staat in Tibet und der Mongolei / Hrsg., übers. und komment. von K. Sagaster. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1976. (Asiatische Forschungen, Bd. 41)
30. Schmidt-Bleibtreu 1988 – Schmidt-Bleibtreu H.-F.W. Jus primae noctis im Widerstreit der Meinungen. Bonn: Röhrscheid, 1988. 397 S.
31. Schmitt 2002 – Schmitt A. Prophezeiung künftiger Hoheit // Enzyklopädie des Märchens. Handwörterbuch zur historischen und vergleichenden Erzählforschung. Akademie der Wissenschaften zu Göttingen. Berlin; N.Y.: Walter de Gruyter, 2002. Bd. 10. S. 1413–1419.
32. Sorlin 1993 – Sorlin E. Ius primae noctis // Enzyklopädie des Märchens. Handwörterbuch zur historischen und vergleichenden Erzählforschung. Akademie der Wissenschaften zu Göttingen. Berlin; N.Y. Walter de Gruyter, 1993. Bd. 7. S. 370–373.
33. Stein 2002 – Stein H.J. Pfeil und Bogen // Enzyklopädie des Märchens. Handwörterbuch zur historischen und vergleichenden Erzählforschung. Akademie der Wissenschaften zu Göttingen. Berlin; N.Y. Walter de Gruyter, 2002. Bd. 10. S. 828–906.
34. Warder 1992 – Warder A.K. Indian Kāvya literature. Vol. 6: The art of storytelling. Dehli: Motilal Banarsidass Publ., 1992. P. 178–179.
35. Wettlaufer 1999 – Wettlaufer J. Das Herrenrecht der ersten Nacht. Hochzeit, Herrschaft und Heiratszins im Mittelalter und in der frühen Neuzeit. Frankfurt a/M.: Campus Verlag, 1999. 430 S. (Historische Studien, Bd. 27)
Рецензия
Для цитирования:
Неклюдов С.Ю. Золотое блюдо и рыбий смех: опыт семантического анализа мотивов. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023;6(2):12-48. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-2-12-48
For citation:
Neklyudov S.Yu. The golden dish and fish laugh. An essay in semantic analysis of motifs. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2023;6(2):12-48. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-2-12-48