“They didn’t have any permanency”: the Pomors’ view on the Mezen Nenets (based on the field-work materials, 2006-2018)
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-4-40-90
Abstract
About the Authors
Natal'ya G. KomelinaRussian Federation
Arina B. Bil'dyug
Russian Federation
References
1. Бармич М.Я. Рецензия на сборник материалов комплексной экспедиции к канинским ненцам // Тропами предков: Сборник материалов комплексной экспедиции к канинским ненцам. Нарьян-Мар, 2016. С. 95-97.
2. Белова О.В. «Мы жили по соседству…»: Этнокультурные стереотипы и живая традиция // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 230-237.
3. Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Мифопоэтический образ пространства. М.: КомКнига, 2010. 318 с.
4. Бернштам Т.А. Поморы: Формирование группы и система хозяйства. Л.: Наука, 1978. 176 с.
5. Бернштам Т.А. Урочище Чупрово: (Природно-культурный памятник в Пинежском районе) // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб.: Наука, 1992. С. 165-194.
6. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX в.: Этнографические очерки. Л.: Наука, 1983. 233 с.
7. Бернштам Т.А. Народная культура Поморья. М.: ОГИ, 2009. 427 с.
8. Бильдюг А.Б., Васкул А.И., Комелина Н.Г. «Память места»: фольклорные сюжеты и мотивы в рассказах об Ануфриевском ските на Зимнем берегу Белого моря // Русская литература. 2021. № 1. С. 213-224.
9. Богданов К.А. Чудак, чувак и чукча: Историко-филологический комментарий к одному анекдоту // Русский политический фольклор: Исследования и публикации. М.: Новое издательство, 2013. С. 116-126.
10. Власова М.Н. К проблеме русско-лопарских взаимовлияний в прозаическом фольклоре Русского Севера (Терский берег Белого моря) // Межэтнические и межконфессиональные связи в русской литературе и фольклоре. СПб., 2013. С. 137-146.
11. Гейденрейх Л. Канинская тундра. Архангельск: Государственное изд-во Северное краевое отделение, 1930. 83 с.
12. Головнев А.В., Куканова Д.А., Перевалова Е.В. Арктика: атлас кочевых технологий. СПб.: МАЭ РАН, 2018. 350 с.
13. Головнев А.В. Путь к семи чумам // Древности Ямала. Екатеринбург; Салехард, 2000. Вып. 1. С. 208-236.
14. Дандес А., Эбрахамс Р. О словофантазиях и слоноциде // Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ: Сборник статей. М.: Восточная литература, 2003. С. 119-136.
15. Дандес А. Об этнических стереотипах: евреи и поляки в Соединенных Штатах // Дандес А. Фольклор: семиотика и/ или психоанализ. Сборник статей. М.: Восточная литература, 2003. С. 137-162.
16. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука, 1988. 240 с.
17. Дранникова Н.В. Роль фольклорно-речевых материалов в изучении локальной идентичности жителей Зимнего берега // Традиционная культура. 2013. № 2. С. 40-46.
18. Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу. М.: Канон-пресс, 2000. 285 с.
19. Едемский М.Б. Самоеды и оленеводы в Кулойском крае Архангельского округа (из дорожных заметок 1927 г.) // Известия Государственного Русского географического общества. 1930. Т. 62, вып. 1. С. 33-36.
20. Знатки, ведуны и чернокнижники. Колдовство и бытовая магия на Русском Севере / Под ред. А.Б. Мороза, Н.В. Петрова. М.: Форум, Неолит, 2020. 592 с.
21. Иванова, Калуцков, Фадеева 2009 - Иванова А.А., Калуцков В.Н., Фадеева Л.В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья: (материалы и комментарии). М.: ОГИ, 2009. 512 с.
22. Киселев С.Б. Традиционная экономика кочевого населения полуострова Канин в первой трети ХХ века и в начале ХХI века: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2018. 27 с.
23. Комелина Н.Г. Рассказы о репрессиях и доносчиках на Белом море // Фольклор и антропология города. 2020. Т. 3. № 1-2. С. 306-313.
24. Леонтьев А.И. Зимняя сторона. Архангельск: Правда Севера, 1999. 574 с.
25. Леэте А. Христианство и Север в восприятии ученых и путешественников XVIII - начала XX в. // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2019. Т. 2. № 3. С. 12-30.
26. Лярская Е.В. Культурная ассимиляция или два варианта культуры? (на примере ненцев Ямала) // Антропология. Фольклористика. Лингвистика. СПб., 2001. Вып. 1. С. 36-55.
27. Лярская Е.В. «У них же все не как у людей..»: Некоторые стереотипные представления педагогов Ямало-Ненецкого округа о тундровиках // Антропологический форум. 2006. № 5. C. 242-258.
28. Лярская Е.В. Женщины и тундра: Гендерный сдвиг на Ямале? // Антропологический форум. 2010. № 13. С. 3-38.
29. Мифологические рассказы Архангельской области / Сост. Н.В. Дранникова, И.А. Разумова. М.: ОГИ, 2009. 304 с.
30. Народная демонология Полесья: Публикация текстов в записи 80-90-х гг. ХХ в. / Сост. Л.Е. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. Т. 3: Мифологизация природных явлений и человеческих состояний. М.: Издат. дом ЯСК, 2016. 833 с.
31. Окладников Н.А., Матафанов Н.Н. Тернистый путь к православию. Архангельск: ОАО «ИПП “Правда Севера”», 2008. 447 с.
32. Окладников Н.А. Поборники древлего благочестия. Архангельск: ОАО «ИПП “Правда Севера”», 2012. 229 с.
33. Пантелеева А.А. Ненецкие заимствования в севернорусских говорах // Ученые записки Уральского государственного университета: Взаимодействие языков. Свердловск, 1969. № 80. С. 45-57.
34. Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998. 322 с.
35. Петров Д.Д. Элементы язычества и взаимодействие народных традиций: (по материалам Лешуконского и Пинежского районов Архангельской обл. и Удорского р-на Республики Коми) // Этнографическое обозрение-online. 2013. № 1. С. 193-204. URL: https://eo.iea.ras.ru/online/2013/2013_1_193_204_Petrov.pdf (дата обращения 20 июня 2021).
36. Петров Д.Д. «Нечистые места» в сакральном ландшафте Русского Севера: (по материалам Лешуконского, Мезенского и Пинежского районов Архангельской области) // Вестник археологии, антропологии и этнографии [Тюмень]. 2015. № 2 (29). С. 141-150.
37. Петров Д.Д., Туторский А.В. Почитание обетных крестов на Русском Севере как локальная традиция в этноконтактной зоне // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 2015. Вып. 17. С. 150-162.
38. Самойлова Е.В. Группы обетных крестов Белого моря: прогностические и темпоральные аспекты обрядовых практик в с. Шуерецкое Беломорского р-на республики Карелия // Традиционная культура. 2017. № 1 (65). С. 23-37.
39. Сироткин С.В. Старообрядческие скиты «что на Зимних горах Белого моря» в 30-40-е гг. XVIII в. // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы. М., 2007. Т. 1. С. 74-83.
40. Соколова О.В., Субарева О.А. Проблемы адаптации кочевого населения в поселке: на примере оленеводческих групп Канинской тундры: (по материалам полевых исследований в п. Несь Ненецкого автономного округа Архангельской области в 2006 г.) // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб.: МАЭ РАН, 2008. Вып. 8. С. 24-38.
41. Теребихин Н.М. Метафизика Севера. Архангельск: Поморский университет, 2004. 272 с.
42. Терехина А.Н., Волковицкий А.И. «В тундре это не терпит»: заметки о репрезентации «своей» культуры ненцами Ямала // Кунсткамера. 2018. № 2. С. 193-200.
43. «Тропами предков»: Сборник материалов комплексной экспедиции к канинским ненцам. Нарьян-Мар: [Б. и.], 2016. 100 с.
44. Ушаков Н.В. Русские, коми-ижемцы, русские поселка Несь // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб.: МАЭ РАН, 2015. Вып. 15. С. 6-22.
45. Филин П.А., Фризин Н.Н. Крест в промысловой культуре поморов Русского Севера // Ставрографический сборник. М., 2001. Кн. 1. С. 166-198.
46. Хомич Л.В. Ненцы: Историко-этнографический очерк. М.; Л.: Наука, 1966. 329 с.
47. Хомич Л.В. Одежда канинских ненцев // Одежда народов Сибири. Л.: Наука, 1970. С. 100-121.
48. Хомич Л.В. Современные этнические процессы на Севере европейской части СССР и Западной Сибири // Преобразования в хозяйстве, культуре и этнические процессы у народов Севера. М.: Наука, 1970. С. 28-61.
49. Хомич Л.В. Развитие межэтнических связей в Ненецком автономном округе // Этнографические аспекты изучения современности. Л.: Наука, 1980. С. 48-63.
50. Хомич Л.В. О положении ненецкого населения Канино-Тиманского района Ненецкого национального округа, 1957 г. // Этнологическая экспертиза: Народы Севера России: 1956-1958 гг. М.: ИЭА РАН, 2004. С. 244-251.
51. Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ, 2010. 432 с.
52. Хрушкая Л.Н. История старообрядческих скитов на Зимнем берегу Белого моря в XVII-XVIII вв. // Русский Север и архиепископ Афанасий: Материалы научных чтений, посвященных 320летию Архангельской и Холмогорской епархии. Архангельск: [Б. и], 2003. С. 102-115.
53. Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье: (Очерк из быта поморов) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 4. С. 156-165.
54. Штырков С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта: (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012. 228 с.
55. Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М.: Индрик, 2003. 528 с.
56. Atnashev V., Leete A., Komelina N., Bildyug A., Eltc E. Language rights and education of the small numbered indigenous peoples of the European North of Russia: from the Soviet period to modern time // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 112. P. 1-6.
57. Dudeck S. “Do you respect me?” Drinking as a social catalyst in the Reindeer Herding Communities of European Russia and Western Siberia // Folklore. 2015. Vol. 61 (August). P. 89-116. DOI:10.7592/FEJF2015.61.dudeck.
58. Dudeck S. Reindeer returning from combat: war stories among the Nenets of European Russia // Arctic Anthropology. 2018. Vol. 55. No. 1. P. 73-90.
59. Leete A. Accounts of cannibalism, human sacriface, alcohol-addiction and filthiness among Northern peoples // Acta Ethnographica Hungarica. 2005. Vol. 50. No. 1-3. P. 241-258.
60. Leete A. Ways of describing Nenets and Khanty “character” in 19th century Russian ethnographic literature // Folklore. 1999. No. 12 (December). P. 38-52. DOI:10.7592/FEJF1999.12.charactr
61. Shabaev J., Sharapov V. Izhma Komis and Pomors: two models of cultural transformation // Journal of Ethnology and Folkloristics. 2011. Vol. 5. No. 1. P. 97-122.
62. Shaw M., Wahnsiedler N. “The sea is our field”: Pomor identity in Russian ethnography // Life histories of etnos theory in Russia and beyond / Ed. by D.G. Anderson, D.V. Arzyutov, S.S. Alymov. Cambridge, 2019. P. 349-387.
63. Stammler F. Reindeer Nomads meet the market: culture, property and globalisation at the end of the land. Muenster: Litverlag (Halle Studies in the Anthropology of Eurasia), 2005. Vol. 6. 320 p.
64. Vallikivi L. Minority and Mission: Christianization of the European Nenets // Multiethnic communities in the past and present / Ed. by P.Runnel et al. Tartu: Eesti Rahva Muuseum. 2003. P. 109-130. (Pro ethnologia: publications of Estonian National Museum; 15)
Review
For citations:
Komelina N.G., Bil'dyug A.B. “They didn’t have any permanency”: the Pomors’ view on the Mezen Nenets (based on the field-work materials, 2006-2018). Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2021;4(4):40-90. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-4-40-90