Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Нарратор в албанском эпическом тексте

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-3-70-96

Аннотация

В статье рассматривается вопрос репрезентации фигуры повествователя в албанском эпическом тексте. Характерная черта албанского эпоса - дательный этический (дательный «нравственного участия», указывающий на причастность говорящего к описываемой ситуации) - позволяет повествователю выступать в роли свидетеля описываемых событий и проявлять себя так, как если бы он был их пассивным участником (наблюдающим, размышляющим, сопереживающим). Пояснительные ремарки повествователя направлены на то, чтобы сделать повествование более понятным слушателю, они кратко резюмируют описанное событие или ориентируют на восприятие последующего. Многочисленные риторические вопросительные и восклицательные (императивные) ремарки участвуют в построении эпического текста, оформляя границы отдельных эпизодов. Они также показывают заинтересованное отношение повествователя к изображаемому эпическому миру, что вообще характерно для эпических традиций, однако в албанских текстах это проявляется особенно рельефно.

Об авторе

Альвина В. Жугра
Институт лингвистических исследований РАН
Россия


Список литературы

1. Артеменко Е.Б. К проблеме повествователя и его языковой репрезентации в фольклоре (на материале былинного эпоса) // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. 1998. № 11. С. 186-195.

2. Десницкая А.В. Сходства и различия албанского эпического цикла «Муйо и Халиль» с боснийским эпосом // Десницкая А.В. Албанская литература и албанский язык. Л.: Наука, 1987. С. 131-154.

3. Жугра А.В. Dativus Ethicus в албанском эпическом тексте (некоторые наблюдения) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2018. № 22-1. С. 499-517.

4. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 352 с.

5. Казанский Н.Н. Перемещение божества в контексте Троянского мифа // Троя и ее сокровища: материалы Международного симпозиума. М.: ГМИИ, 1996. С. 30-33.

6. Кустова Г.И. Дательный падеж: Материалы для проекта корпусного описания русской грамматики. На правах рукописи. М., 2011. URL: http://rusgram.ru (дата обращения 4 авг. 2021).

7. Новик Е.С. Способы засвидетельствования и типы повествователя в архаическом фольклоре народов Сибири // Russian Literature. 2012. Vol. 71. Issues 3-4. P. 401-419.

8. Падучева Е.В. В.В. Виноградов и наука о языке художественной прозы // Известия Академии наук РАН. Серия литературы и языка. 1995. Т. 54. № 3. C. 39-48.

9. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М.: Языки славянской культуры, 2010. 480 с.

10. Путилов Б.Н. Искусство былинного певца (из текстологических наблюдений над былинами) // Принципы текстологического изучения фольклора / Отв. ред. Б.Н. Путилов. М.; Л.: Наука, 1966. С. 220-260.

11. Цивьян Т.В. Об одном аспекте посессивности и способах его выражения в балканских языках (dat.eth. и его трансформы) // Славянское и балканское языкознание: Язык в этнокультурном аспекте / Отв. ред. Э.И. Зеленина и др. М.: Наука, 1984. С. 79-87.

12. Demiraj B. Shqa im Albanischen: eine ethnolinguistische Fallstudie // Современная албанистика: достижения и перспективы: Сб. статей / [Редкол.: М.В. Домосилецкая и др.]. СПб.: Нестор-История, 2012. С. 86-106.

13. Elsie R. A dictionary of Albanian religion, mythology and folk culture. New York: New York University Press, 2001. 357 p.

14. Eposi i kreshnikëve: monument i trashëgimisë kulturore shqiptare. Vëllimi 1-2 / Ed. Z.U. Neziri, Sh. Sinani. Prishtinë: Instituti Albanologjik; Tiranë: Qendra e Studimeve Albanologjike, 2016.

15. Neziri Z. Figura e rapsodit shqiptar dhe çështja homerike // Eposi i kreshnikëve: monument i trashëgimisë kulturore shqiptare. Vëllimi 1 / Ed. Z.U. Neziri, Sh. Sinani. Prishtinë: Instituti Albanologjik, 2016. S. 305-323.

16. Schmaus A. Die balkanische Volksepik. Typologie und Kontinuitätsproblem // Zeitschrift für Balkanologie. 1962. Bd. 1. S. 133-152.

17. Skendi St. Albanian and South Slavic oral epic poetry (Memories of the American Folklore Society). Vol. 44. Philadelphia: American Folklore Society, 1954. 221 p.

18. Zhugra A.V. Figure of the narrator in Albanian epos // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2020. № 24-1. С. 593-606.


Рецензия

Для цитирования:


Жугра А.В. Нарратор в албанском эпическом тексте. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021;4(3):70-96. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-3-70-96

For citation:


Zhugra A.V. The narrator in the Albanian epic text. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2021;4(3):70-96. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-3-70-96

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)