Дискуссия об «Айколь Манас» в контексте исторических взаимосвязей шаманизма и сказительства у киргизов
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-4-12-34
Аннотация
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. МаничкинРоссия
Список литературы
1. Абакиров К. Адабий экстремизмдин айкын үлгүсү // Уулу «Манас» жана анын фальсификаторлору / Түз. С. Алахан, К. Абакиров. Бишкек: Турар, 2013. Б. 132-144.
2. Акаев А.А. Кыргызская государственность и народный эпос «Манас». Бишкек: Учкун, 2002. 528 с.
3. Алахан С. Жайсаңдын «Айкөл Манасындагы» орой бурмалоолор (Жайсаң Үмөт уулунун (кайыптан алып кагазга түшүргөн Бүбү Мариям Муса кызынын) «Айкөл Манас» деп аталган он томдугундагы бурмалоолор тууралуу) // Alatoo Academic Studies. 2017. № 3. Б. 309-312.
4. Бакчиев Т.А. Священный зов: Мнемоническое творчество джомокчу. Бишкек, 2005. 116 c.
5. Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992. 324 c.
6. Басилов В.Н. Посвящение во сне: (Рассказ узбекского музыканта) // Шаманизм и ранние религиозные представления: К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова: сб. статей / Отв. ред. Д.А. Функ. М.: ИЭА РАН, 1995. С. 36-47. (Этнологические исследования по шаманству и иным ранним верованиям и практикам, т. 1)
7. Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов / Под ред. С.М. Абрамзона. Фрунзе: Илим, 1972. 160 с.
8. Бекмухамедова Н.Х. Эпос «Манас»: проблемы онейротопики и визионотопики: (структура, функции, символика). Бишкек: Ак-Кара, 2018.
9. Жексембекова Г.Б. Спиритуальный мир казахского шаманства // Эпическое наследие и духовные практики в прошлом и настоящем: сб. статей / Отв. ред. В.И. Харитонова. М.: ИЭА РАН, 2013. С. 170-175. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, т. 15, ч. 2)
10. Жирмунский В.М. Среднеазиатские народные сказители: (Традиции и творческая импровизация) // Труды VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук (Москва, август 1964 г.) / Под ред. С.П. Толстовой. М.: Наука, 1964. С. 234-245.
11. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос: Избранные труды. Л.: Наука, 1974. 727 с.
12. Исаева А.К. Классификация и систематизация малых эпосов киргизского эпоса // Новые российские гуманитарные исследования: Материалы Международной научной конференции «Эпос народов Европы и Азии: От сюжетного указателя к тексту: методология и практика систематизации фольклорного наследия» (ИМЛИ РАН, 5-7 ноября 2013). М.: ИМЛИ РАН, 2013. Т. 8. С. 50.
13. Исаева А.К. Особенности трансформационных процессов в эпосе «Эр Тоштюк» Саякбая Каралаева // Тил, адабият жана искусство маселелери. Бишкек: Турар, 2014. С. 96-109.
14. Исаева А.К. Интерполяции эпоса «Манас» (от Маджму атТаварих до «Айкёл Манаса») // Известия вузов Кыргызстана. 2016. № 1. С. 163-167.
15. Кайыпов С.Т. Проблемы поэтики эпоса «Эр Тёштюк». Фрунзе: Илим, 1990. 315 с.
16. Кыдырбаева Р.З. Искусство сказителей-манасчи // Киргизы / Отв. ред. А.А. Асанканов, О.И. Брусина, А.З. Жапаров. М.: Наука, 2016. С. 408-414.
17. Лорд А.Б. Сказитель. М.: Восточная литература, 1994. 368 с.
18. Молдобаев И.Б. «Манас» - историко-культурный памятник кыргызов / Под ред. С.С. Даниярова. Бишкек: Кыргызстан, 1995. 312 с.
19. Молчанова Е.С. Измененные состояния сознания и образно-вербальная синестезия у сказителей эпоса «Манас» // Проблемы сохранения здоровья в условиях Севера и Сибири: Труды по медицинской антропологии / Отв. ред. В.И. Харитонова. М.: Новости, 2009. С. 417-426.
20. Молчанова Е.С., Айтпаева Г.А. Ритуалы в киргизской культуре и возможности их использования в психологической практике // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2007. № 7. С. 116-133.
21. Мусаева И. «Манас», манасчи и эпическая среда // Эпическое наследие и духовные практики в прошлом и настоящем: сб. статей. / Отв. ред. В.И. Харитонова. М.: ИЭА РАН, 2013. С. 49-56. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, т. 15, ч. 2)
22. Нурушев Э. Нашествие контактеров // Уулу «Манас» жана анын фальсификаторлору / Түз. С. Алахан, К. Абакиров. Бишкек: Турар, 2013. Б. 266-275.
23. Огудин В.Л. Магия в бытовом исламе // Этнографическое обозрение. 2002. № 4. С. 65-82.
24. Помаскин Б.В. Гумбез Манаса. Фрунзе: Кыргызстан, 1972. 56 с.
25. Райхл К. Тюркский эпос: Традиции, формы, поэтическая структура. М.: Восточная литература, 2008. 383 с.
26. Святые места севера Кыргызстана: природа, человек, духовность / Под ред. Г. Айтпаевой. Бишкек: КИЦ «Айгине», 2015. 239 с.
27. Сооронов О. Жайсан ырчы Манастын чоросу эмес, калмактын (Кайыпдаңдын) ырчысы, «Манасты» алгач Ырымандын Ырчыуул (Каратай) айткан // Уулу «Манас» жана анын фальсификаторлору / Түз. С. Алахан, К. Абакиров. Бишкек: Турар, 2013. Б. 42-52.
28. Убукеев М.А. «Манас» - эпическая культура кыргызов: опыт художественно-научного, культурологического осмысления эпоса / Под ред. Н. Бекмухамедовой. Бишкек: Мурас, 1998. 132 с.
29. Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М.: Наука, 2005. 398 с.
30. Чоротегин Т.К. Эпос, история, заблудший дух // Уулу «Манас» жана анын фальсификаторлору / Түз. С. Алахан, К. Абакиров. Бишкек: Турар, 2013. C. 372-380.
31. Aitpaeva G.A. New life of the Kyrgyz classical heroic epic “Manas” // Jaisan, Son of Umot. Aikol Manas (Manas Magnanimous). 2014. Vol. 1. P. 2-6.
32. Hatto A.T. Shamanism and epic poetry in Northern Asia. London: School of Oriental and African Studies, University of London, 1970. 19 p.
Рецензия
Для цитирования:
Маничкин Н.А. Дискуссия об «Айколь Манас» в контексте исторических взаимосвязей шаманизма и сказительства у киргизов. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020;3(4):12-34. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-4-12-34
For citation:
Manichkin N.A. Discussion about “Aykol Manas” in the context of the historical relationship between shamanism and storytelling among the Kyrgyz people. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2020;3(4):12-34. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-4-12-34