Устные рассказы об эзоповом языке в литературно-художественной среде: фольклорно-антропологический подход
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-2-88-109
Аннотация
Любое интервью соотносится с реальностью весьма условно: в рассказе от первого лица имеет место и конструирование образа себя, и концептуализация реальности, и моральный подтекст. Выделить эти вещи помогает фольклористический подход, основанный на поиске текстологических параллелей, выделении речевых жанров, формул и других клише. В статье рассмотрены механизмы, посредством которых формируется образ эзопова языка в интервью с горожанами разных поколений, преимущественно из писательской среды. В частности, сопоставляется применение формулы «Софья Власьевна, как тогда называли советскую власть» в интервью, журналистике и художественной прозе. На основе устных рассказов мы можем судить не столько о практиках эзопова языка в позднее советское время, сколько об образе этого явления, круге мотивов, в которых раскрывается его природа – как с точки зрения тех, кто жил в описываемый период, так и в глазах более молодого поколения.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Ф. ЮгайРоссия
Елена Ф. Югай, кандидат филологических наук
119606, Москва, пр-т Вернадского, д. 82
Список литературы
1. Архипова, Кирзюк, Югай 2017 – Архипова А.С., Кирзюк А.А., Югай Е.Ф. Скрыть опасное имя: поэтика политической формулы // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 12. С. 102 –119.
2. Байдуж 2013 – Байдуж М.И. «Денежный домовой» и его функции в современных мифологических представлениях // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве: сб. статей / Сост. А.С. Архипова. М.: РГГУ, 2013. C. 275–283.
3. Бахтин 1996 – Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5: Работы 1940 – начала 1960-х годов. М.: Русские словари, 1996. С. 159–206.
4. Зиник 1980 – Зиник З. Подстрочник // Синтаксис. 1980. № 8. С. 73–109.
5. Измозик 2015 – Измозик В.С. «Черные кабинеты»: история российской перлюстрации. XVIII – начало XX в. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 693 с.
6. Лакофф 2011 – Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Пер. с англ. И.Б. Шатуновского. Кн. 1: Разум вне машины. М.: Гнозис, 2011. 515 c.
7. Рис 2005 – Рис Н. «Русские разговоры»: Культура и речевая повседневность эпохи перестройки / Пер. с англ. H.H. Кулаковой, В.Б. Гулиды; предисл. И. Утехина. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 368 с.
8. Югай 2018 – Югай Е.Ф. Этнография эзопова языка в творческой среде в позднее советское время // Новый мир. 2018. № 5. С. 141–155.
9. Clements 1980 – Clements W.M. Personal narrative, the interview context, and the question of tradition // Western Folklore. 1980. Vol. 39. No. 2. P. 106–112.
10. Koven 2011 – Koven M. Comparing stories told in sociolinguistic interviews and spontaneous conversation // Language in Society. 2011. Vol. 40. Issue 1: Narratives in interviews, Interviews in narrative studies. P. 75–89.
11. Peacock and Holland 2003 – Peacock J.L., Holland D.C. The narrated self: Life stories in process // Ethos. 1993. Vol. 21. No. 4. P. 367–383.
12. Stahl 1977 – Stahl S. The personal narrative as folklore // Journal of the Folklore Institute. 1977. Vol. 14. No. 3. P. 9–30.
Рецензия
Для цитирования:
Югай Е.Ф. Устные рассказы об эзоповом языке в литературно-художественной среде: фольклорно-антропологический подход. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020;3(2):88-109. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-2-88-109
For citation:
Yugai E.F. Oral stories about Aesopian language in the literary and artistic community: Folkloristic and anthropological approach. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2020;3(2):88-109. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-2-88-109