Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Солярная мифология Восточной Азии и других регионов

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-51-79

Аннотация

Одна из главных совокупностей эпизодов в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии описывает появление множества солнц, чей жар угрожает жизни. Стрелок убивает все солнца, кроме последнего. В статье рассматривается ареальное распределение и частота сочетаемости этих и других солярных мотивов. Господствующее в северо-восточной половине Евразии представление о солнце как о женщине сформировалось лишь в голоцене. Оно контрастирует с вариантами, типичными для Америки, Океании и Африки. Мотивы множества солнц, стрельбы по солнцам и исправления особенностей первоначального солнца соединились в это же время. Подобный набор отражен в древних китайских памятниках и в фольклоре Китая и Юго-Восточной Азии, но в Америке эти мотивы друг с другом связаны редко. На юго-западе Евразии солнце в облике мужчины либо женщины встречается с почти одинаковой частотой, что характерно уже для древних мифологий Передней Азии. В целом процентное соотношение вариантов на юго-западе Евразии близко к среднему мировому, тогда как во всех остальных регионах оно сдвинуто в пользу одного из вариантов. Миф о том, как луна спровоцировала солнце съесть своих детей, был принесен ранними мигрантами из Африки на субконтинент Сунда. В конце плейстоцена морская трансгрессия вытеснила часть населения на север: отсюда гены малайских негрито и миф о съеденных солнцем детях в Средней Индии. Эксклюзивные параллели между Балканами и Шэньси («Солнце отказывается от брака»), а также Балканами, Индией и Мадагаскаром («Отмененный космический брак») остаются необъясненными. 

Об авторе

Ю. Е. Березкин
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; Европейский университет в Санкт-Петербурге
Россия

Юрий Е. Березкин, доктор исторических наук, профессор;

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3

191187, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 1



Список литературы

1. Арсеньев 1995 – Арсеньев В.К. Из научного наследия В.К. Арсеньева // Краеведческий бюллетень общества изучения Сахалина и Курильских островов. 1995. № 3. С. 163–182.

2. Атгашев 2001 – Атгашев В.Р. Мифология По Нагар и сотворение мира у тямов Вьетнама // Маклаевские чтения (1998–2000): краткое содержание докладов: Австралия, Океания, Юго-Восточная Азия: народы, культура, история. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2001. С. 106–107.

3. Белова, Кабакова 2014 – Белова О.В., Кабакова Г.И. У истоков мира: русские этиологические сказки и легенды. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2014. 527 с.

4. Березкин 2011 – Березкин Ю.Е. Четыре фольклорных мотива из трех эпох в истории Индонезии и Филиппин // Pilipinas muna! Филиппины прежде всего! Сборник статей к 80-летию Геннадия Евгеньевича Рачкова. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 138–174.

5. Березкин 2019 – Березкин Ю.Е. Последовательность переноса мифологических мотивов в Америку // Этнография. 2019. № 3 (5). С. 8–25.

6. Березкин 2020 – Березкин Ю.Е. Ареальные связи древней японской мифологии // Этнографическое обозрение. 2020. № 1. С. 23–33.

7. Березкин 2021а – Березкин Ю.Е. Африканское наследие в мифологии // Антропологический форум. 2021. № 48. С. 91–114.

8. Березкин 2021б – Березкин Ю.Е. Звездная курица – солнечный петух: трансъевразийские связи в области мифологии // Венок из даров дружбы: Сборник научных статей в честь Маргариты Федоровны Альбедиль. СПб.: Петербургское востоковедение, 2021. С. 26–44.

9. Березкин 2022 – Березкин Ю.Е. Культурный континуум бореальной зоны Евразии и восточносибирский клин (по данным сравнительной мифологии и палеогенетики) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2022. Т. 50. № 2. С. 28–40.

10. Васильков 2022 – Васильков Я.В. Индийское наследие в мифологии и фольклоре европейских рома (цыган) // Индоевропейское языкознание и классическая филология: Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. СПб.: ИЛИ РАН, 2022. С. 162–174.

11. Неклюдов 2019 – Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: миф и обряд. М.: Индрик, 2019. 520 с.

12. Тарковский, Тарковская 2005 – Тарковский Р.Б., Тарковская Л.Р. Эзоп на Руси: Век XVII: Исследования. Тексты. Комментарии. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 546 c.

13. Berezkin 2014 – Berezkin Yu. Children pursued by an ogre. Western and Eastern Eurasian borrowings in the 20th century Quechua narratives // Latin American Indian Literatures Journal. 2014. Vol. 30 (2). P. 185–215. Blackburn 2008 – Blackburn S. Himalayan tribal tales. Oral tradition and culture in the Apatani Valley. Leiden, Boston: Brill’s Tibetan Studies Library, 2008. 281 p.

14. Donohue M., Denham 2010 – Donohue M., Denham T. Farming and language in island Southeast Asia // Current Anthropology. 2010. Vol. 51 (2). P. 223–256.

15. Graham 1961 – Graham D.C. Folk religion in Southwest China. Washington D.C.: Smithsonian Institution, 1961. 246 p.

16. Gray 1996 – Gray A. The Arakmbut. Mythology, spirituality, and history in an Amazonian community. Providence; Oxford: Berghahn Books, 1996. 312 p.

17. Ho 1967 – Ho T. A comparative study of myths and legends of Formosan aborigines. Taipei: The Orient Cultural Center, 1967. 389 p.

18. Kim, Li, Kalsi et al. 2023 – Kim H.L., Li T., Kalsi N. et al. Prehistoric human migration between Sundaland and South Asia was driven by sea-level rise // Communications Biology. 2023. Vol. 6. Article 150. URL: https://www.nature.com/articles/s42003-023-04510-0 (дата обращения 25 мая 2023).

19. Molet 1979 – Molet L. La conception malgache du monde du surnaturel et de l’homme en Imerina. T. 1. Paris: Éditions l’Harmattan, 1979. 440 p.

20. Nassen-Bayer, Stuart 1992 – Nassen-Bayer {инициалов нет!}, Stuart K. Mongol creation stories: man, Mongol tribes, the natural world, and Mongol deities // Asian Folklore Studies. 1992. Vol. 51 (2). P. 323–334. Powell 1971 – Powell J.W. Anthropology of the Numa. Washington: Smithsonian Institution Press, 1971. 307 p.

21. Rahmann 1955 – Rahmann R. Quarrels and enmity between the Sun and the Moon. A contribution to the mythologies of the Philippines, India, and the Malay Peninsula // Folklore Studies. 1955. Vol. 14. P. 202–214.

22. Singh 1985 – Singh H.B. A study of Manipuri (Meitei) folklore. Ph.D. Thesis, Gauhati: Gauhati University, 1985. 463 p.

23. Symonds 2004 – Symonds P.V. Calling in the soul. Gender and the cycle of life in a Hmong village. Seattle; L.: University of Washington Press, 2004. 326 p.

24. Urban 2010 – Urban M. ‘Sun’ = ‘Eye of the Day’. A linguistic pattern of Southeast Asia and Oceania // Oceanic Linguistics. 2010. Vol. 49 (2). P. 568–594.

25. Wilbert, Simoneau 1991 – Wilbert J., Simoneau K. Folk literature of the Cuiva Indians. Los Angeles: UCLA Latin American Center Publications, University of California. 1991, 348 p. (UCLA Latin American Studies; vol. 78)


Рецензия

Для цитирования:


Березкин Ю.Е. Солярная мифология Восточной Азии и других регионов. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023;6(4):51-79. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-51-79

For citation:


Berezkin Yu.E. The solar mythology of Eastern Asia and other regions. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2023;6(4):51-79. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-51-79

Просмотров: 269


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)