«Это был (не)правильный обычай»: ритуал поднятия левой руки в танатологическом дискурсе черкесов диаспоры
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-3-114-129
Аннотация
Обычай поднятия левой руки до недавнего времени сохранялся в танатологических практиках одной из черкесских диаспорых общин Турции (Узун-Яйла – Кайсери). Согласно стереотипным нарративным описаниям ритуала, один из группы прибывших на похороны медленно выступает вперед, с левой ноги делая три шага, и медленно поднимает левое запястье до уровня подбородка, виска или макушки. Высотой подъема руки соболезнующий публично выражает признание социального статуса покойного. Как утверждают информанты, в конце 1980-х гг. обычай был искоренен под давлением исламского духовенства. Противники его отмены воспринимали этот обычай как священный, «привезенный с родины предков», завещанный Жабаги Казаноко (фольклорный и исторический герой, народный философ-гуманист и реформатор XVIII в.).
Идея по «возрождению» ритуала была инициирована в период пандемии, когда были запрещены массовые собрания и физическое контактирование (рукопожатия и объятия, принятые в обычных похоронных практиках). В частности, в связи с днем памяти жертв Кавказской войны (отмечается черкесской общественностью ежегодно 21 мая) было предложено провести онлайн-акцию размещения фотографий с поднятой левой рукой.
В работе на материале текстов классического фольклора (преданий, сказаний, притч) и меморатов, записанных автором в условиях полевой работы, а также интернет-публикаций анализируются явные и скрытые стратегии актуализации ритуала поднятия левой руки как «своего», «исконного» и «незаслуженно забытого». Задача исследования – показать, каким образом носителями традиции воспроизводятся (вербально и визуально) устойчивые и изменчивые структуры нарратива/ритуала под влиянием тех или иных идеологических доминант.
Об авторе
М. М. ПаштоваТурция
Мадина М. Паштова, кандидат филологических наук
38280, Кайсери, Талас, ул. Ахмет Эль Бируни, д. 91
Список литературы
1. Байбурин, Топорков 1990 – Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990. 165 c.
2. Бгажноков 1977 – Бгажноков Б.Х. Тайные и групповые языки адыгов // Этнография народов Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1977. Вып. 1. С. 109–129.
3. Джанашиа 2007 – Джанашиа С. Черкесские дневники. Тбилиси: Кавказский дом, 2007. 265 с.
4. Кудаева 2016 – Кудаева З.Ж. Загадки в традиционной культуре адыгов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. Вып. 3. С. 173–177.
5. Мижаев 1973 – Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд-ние Ставроп. кн. изд-ва, 1973. 208 с.
6. Седакова 2004 – Седакова О.А. Поэтика обряда: Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004. 320 с.
7. Унарокова 2012 – Унарокова Р.Б. «Специальные языки» адыгов: лингвофольклористический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 2. С. 248–252.
Рецензия
Для цитирования:
Паштова М.М. «Это был (не)правильный обычай»: ритуал поднятия левой руки в танатологическом дискурсе черкесов диаспоры. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2022;5(3):114-129. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-3-114-129
For citation:
Pashtova M.M. “It was (not) the right custom”. The ritual of left hand raising in the thanatological discourse of the Circassians diaspora. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2022;5(3):114-129. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-3-114-129