Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Азырен, Киямат, души усопших: персонификация смерти в марийской мифологии

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-3-99-113

Аннотация

В статье на основе полевых материалов автора и анализа этнографической литературы описаны характеристики нескольких персонажей марийского фольклора, связанных с сюжетами о смерти и «проводах» покойника. В числе данной категории персонажей «ангел смерти» Азырен (Азрени), божество «загробного мира» Киямат и духи усопших людей. Эти персонажи выполняют функцию «проводников» в царство мертвых и предвестников смерти. Одна из ипостасей бога Киямата в фольклоре – Киямат-тöра – покровитель усопших. Другая ипостась божества смерти, Киямат-саву́ш, выполняет роль «провожающего» на «на тот свет». Персонажи Азырен и «покойники с того света», как правило, являются героями несказочной прозы (легенд, быличек) и не считаются объектами культа. Образ Киямата, напротив, сакрален, с ним связаны некоторые традиции поминального ритуала. Киямата (кияматов) почитают в дни поминовения усопших и в процессе проводов покойника. Образ духа Азырен имеет демоническую сущность: его носители традиции приравнивают к «нечистой силе». Важно отметить, что, несмотря на семантическую связь «персонажей-проводников» с иномирным пространством и хтоническими локусами, в марийской мифологии они не выполняют функцию устрашения, присущую другим демонам. Их роль в культуре сводится к тому, чтобы увести душу покойника, не нарушая естественных границ между мирами живых и мертвых.

Об авторе

Г. Ю. Устьянцев
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Герман Юрьевич Устьянцев

119192, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27



Список литературы

1. Зеленин 1995 – Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995, 432.

2. Калиев 2003 – Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари: Феноменология традиционного мировосприятия. Йошкар-Ола: Марийский государственный ун-т, 2003. 216 c.

3. Мочалова 2002 – Мочалова В.В. Еврейская демонология: фольклор и литературная традиция // Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Академическая серия, 2002. C. 101–137.

4. Петрухин 2005 – Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М.: Астрель АСТ: Транзиткнига, 2005. 463 с.

5. Салмин 2007 – Салмин А.К. Система фольк-религии чувашей. СПб.: Наука, 2007. 605 с.

6. Тойдыбекова 1997 – Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Joensuu: University of Joensuu, 1997. 335 с.

7. Sebeok, Ingemann 1956 – Sebeok T.A., Ingemann F.J. Studies in Cheremis. Supernatural. N.Y.: Wenner Gren Foundation, 1956. 360 p.

8. Walker 2003 – Walker S.W. Redemption from hazardous vows in Turkish folklore // The Journal of American Folklore. 2003. Vol. 116. No. 460. P. 206–211.


Рецензия

Для цитирования:


Устьянцев Г.Ю. Азырен, Киямат, души усопших: персонификация смерти в марийской мифологии. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2022;5(3):99-113. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-3-99-113

For citation:


Ustyantsev H.Yu. Azyren, Kiyamat, souls of the dead people. The personification of death in the Mari mythological culture. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2022;5(3):99-113. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-3-99-113

Просмотров: 558


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)