Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Волосатая дева: беглянка и богиня

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-1-27-55

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрена эволюция преданий о Волосатой деве (Мао-нюй) начиная с XII в. до наших дней в письменной и устной традиции Китая, в том числе на материале стихов, новелл и записей собирателей эпох Сун – Цин, а также воспоминаний о Хэбэе 1920–1940 гг. и современных сборников сказок и преданий. Внимание уделено и досунской истории образа. Выдвинуто предположение о заимствованной природе этого мифологического персонажа. Привлечены данные полевых исследований 2014–2016 гг.

Мао-нюй живет в лесистых горах и настроена доброжелательно по отношению к людям. Рассказы о ней можно подразделить на две группы: в первой она сверхъестественное существо, для которого нет возврата к человеческому существованию, во второй она превращается в человека, покидает лиминальную зону и обречена на смерть. В. Эберхард и Ли Цзяньго составили сюжетные схемы, близкие к инварианту сюжета о Мао-нюй. Вместе с тем есть небольшая группа историй, где Мао-нюй выступает в качестве волшебного помощника, не отвечающих ни этим схемам в целом, ни их части.

В статье описаны представления о Мао-нюй как о богине. Прослежена связь сюжетов о Волосатой деве с даосской агиографией (начиная с «Ле сянь чжуань»). Приведены данные о восприятии этих сюжетов в изобразительном искусстве.

Даны доказательства непосредственного происхождения сюжета китайской революционной оперы «Седая девушка» от древнего фольклорного сюжета, а также описано, каким образом повлияло появление «революционной пьесы» на бытование рассказов о Беловолосой фее. Предпринята попытка определить способы влияния сюжетов о Мао-нюй на сюжеты о волосатых людях, в том числе – о строителях Великой стены. Указано, что для записанных в последние десятилетия рассказов о Волосатой деве характерна близость к письменным источникам и привязка к горам Хуашань.

Об авторе

А. Б. Старостина
Институт востоковедения РАН
Россия

Аглая Б. Старостина, кандидат философских наук

107031, Россия, Москва, ул. Рождественка, д. 12



Список литературы

1. Басилов 1994 – Басилов В.Н. Албасты // Историко-этнографические исследования по фольклору / Сост. В.Я. Петрухин. М.: Восточная литература, 1994. С. 49–76.

2. Бутанаев 2005 – Бутанаев В.Я. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: Хакасский государственный университет, 2005. 196 с.

3. Ван, Мэн 2004 – Ван Ли, Мэн Лицзюань. Жань цзи су ци нань вэй сянь Мао-нюй чуаньшо дэ яньбянь цзи ци синбе вэньхуа нэйюнь [Заразившись мирским духом, трудно стать бессмертным: эволюция предания о Волосатой деве и его гендерно-культурный аспект] // Ляочэн дасюэ сюэбао. 2004. № 1. С. 6–10.

4. де Гроот 2000 –Гроот Я.Я.М., де. Демонология Древнего Китая. М.: Евразия, 2000. 346 с.

5. Дин 2010 – Дин Чжаоцинь. Хуашань миньцзянь чуаньшо чу тань [Первоначальное исследование народных преданий о Хуашань] // Датун дасюэ тун ши цзяоюй нянь бао. 2010. Вып. 6, июль. С. 27–56.

6. Ли 2004 – Ли Цзяньго. Гу бай доу шао лу [Скромные записки о древних историях]. Тяньцзинь: Нанькай дасюэ чубаньшэ, 2004. 430 с.

7. Сорокин 1979 – Сорокин В.Ф. Китайская классическая драма XIIIXIV вв. М.: Наука, 1979. 333 с.

8. Старостина 2017 – Старостина А.Б. Сюжеты о Волосатой деве в средневековой китайской литературе // Живая старина. 2017. № 2 (94). С. 21–23.

9. Сухарева 1975 – Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии / Отв. ред. Г.П. Снесарев, В.Н. Басилов. М.: Наука, 1994. С. 5–93.

10. Цзэн 1990 – Цзэн Чжаосюань. Хайнань шэн жэньлэй дили сюэ хэ лиши дили сюэ чжу вэньти [Проблемы антропографии и исторической географии провинции Хайнань] // Лиши дили. Вып. 9. Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 1990. С. 49–68.

11. Ян 2016 – Ян Чжишуй. У чжун кань хуа [Изучаем картины на предметах]. Гонконг: Сянган чжунхэ чубаньшэ, 2016. 240 с.

12. Bohnenkamp 2014 – Bohnenkamp M.L. Turning Ghosts into People: “The White-Haired Girl”, Revolutionary Folklorism and the Politics of Aesthetics in Modern China. Chicago: University of Chicago, 2014. 360 p.Eberhard 1937 – Eberhard W. Typen Chinesischer Volksmärchen. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1937. 437 p.

13. Jia 2015 – Jia B. Gender, Women’s Liberation, and the Nation-State: A Study of the Chinese Opera “The White-Haired Girl”. New Brunswick: Rutgers, The State University of New Jersey, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://rucore.libraries.rutgers.edu/rutgers-lib/47419/PDF/1/play/ (дата обращения 1 окт. 2019).

14. Kang 2014 – Kang Xiaofei. Revisiting White-Haired Girl: Women, Gender and Religion in Communist Revolutionary Propaganda // Gendering Chinese Religion: Subject, Identity and Body / Ed. by Jinhua Jia, Xiaofei Kang, Ping Yao. N.Y.: State University of New York Press, Albany, 2014. P. 133–156.

15. Kohn 2001 – Kohn L. Chen Tuan: Discussions and Translations. St. Petersburg (Fl), 2001 (e-book).


Для цитирования:


Старостина А.Б. Волосатая дева: беглянка и богиня. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020;3(1):27-55. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-1-27-55

For citation:


Starostina A.B. The Hairy Maiden: runaway and deity. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2020;3(1):27-55. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2020-3-1-27-55

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)