Цикл «Джангара» Ээлян Овла в синьцзян-ойратской традиции: к вопросу об отношениях между версиями эпоса
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-4-41-60
Аннотация
Закономерности формирования калмыцкой и синьцзянойратской версий «Джангара», их развития и взаимодействия исторически обусловлены единством данной эпической традиции в прошлом, миграцией и обособлением некоторых этнических групп, более поздними культурными контактами между ними. Обнаруживается и преемственность родственных традиций, основанная на культурном взаимодействии калмыцких книжных текстов с эпическим фольклором ойратов Синьцзяна. Очевидно, что распространенное среди них в начале XX в. и позднее издание текстов Ээлян Овла дало дополнительный импульс развитию данных сюжетов и в самой синьцзян-ойратской традиции. Работа посвящена изучению синьцзян-ойратских версий цикла Ээлян Овла и выявлению их региональных различий. Несмотря на существенное сходство с калмыцкой версией, обнаруживаются трансформации текстов также на сюжетно-композиционном и стилистическом уровнях. В процессе исполнения сказители варьируют сюжет, опуская его отдельные звенья или включая новые. Вставные эпизоды, отдельные мотивы и эпические формулы синьцзян-ойратской версии специфичны и имеют региональную обусловленность. Новые комбинации мотивов и эпизодов порождают новые редакции и сюжетные версии при относительной стабильности ключевых фабульных элементов. Нововведения могут иметь существенное или незначительное воздействие на развитие повествования, а в случае с типическими местами могут не иметь его вообще. В результате текстуального варьирования наблюдается и обновление лексики эпоса.
Ключевые слова
Об авторе
Ц. Б. СелееваРоссия
Цаган Б. Селеева, кандидат филологических наук
119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82
Список литературы
1. Бергман 2004 – Бергман В. Песнопение // «Джангар». Материалы и исследования / Вступ. ст., сост., примеч. В.З. Церенова. М.: Наука, 2004. С. 8–12.
2. Жирмунский 1974 – Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос: Избранные труды. Л.: Наука, 1974. 727 с.
3. Кичиков 1997 – Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар»: Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Восточная литература, 1997. 319 с.
4. Козин 1940 – Козин С.А. Джангариада: Героическая поэма калмыков. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 249 с.
5. Кудияров 1988 – Кудияров А.В. Поэтико-воззренческие аспекты историзма эпоса монголоязычных народов // Фольклор: Проблемы историзма / отв. ред. В.М. Гацак. М.: Наука, 1988. С. 127–170.
6. Неклюдов 1984 – Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов (устные и литературные традиции). М.: Наука, 1984. 310 с.
7. Неклюдов 2019 – Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 592 с.
8. Новиков 2000 – Новиков Ю.А. Сказитель и былинная традиция. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 376 с.
9. Путилов 1999 – Путилов Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 288 с.
10. Путилов 2003 – Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. 464 с. (Ethnographica Petropolitana)
11. Poppe 1962 – Poppe N. Zur Hyperbel in der epischen Dichtung der Mongolen // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 1962. Bd. 112. S. 106–158.
Рецензия
Для цитирования:
Селеева Ц.Б. Цикл «Джангара» Ээлян Овла в синьцзян-ойратской традиции: к вопросу об отношениях между версиями эпоса. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2025;8(4):41-60. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-4-41-60
For citation:
Seleeva T.B. “Dzhangar” cycle by Eelyan Ovla in the Xinjiang-Oirat tradition: on the question of the relationship between the versions of the epic. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2025;8(4):41-60. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-4-41-60

















