Восточнославянская сказка «Кумова кровать» («Разбойник Мадей», СУС 756В): структура и генезис
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-1-69-117
Аннотация
Сказочный тип СУС 756В «Разбойник Мадей» состоит из двух ходов: в первом героем является запроданный юноша, который становится священником, задающим покаянное задание разбойнику Мадею – герою второго хода. Сюжетообразующим элементом 756В является епитимья героя – выращивание цветущей яблони из сухой трости. Восточнославянский ареал распространения сказок о кумовой кровати делится на две зоны – русско-белорусскую и украинско-белорусскую. В восточнославянских записях отсутствует характерное для западноевропейских дополнительное испытание второго хода, где отшельник предстает как ложный герой, который завидует прощению разбойника Мадея. Восточнославянские сюжеты 756В заимствованы из Западной Европы через польское влияние, однако они содержат значительное количество черт, которые находят объяснение в апокрифах о Крестном Древе и иконографии благоразумного разбойника, получивших распространение в период второго южнославянского влияния. «Слово о Крестном Древе» определяет актантную структуру сказки: Авраам превращается в священника, дающего невыполнимую епитимью, а Лот – в великого грешника (Мадея). Мадей эмблематически соотносится с Адамовой головой: постаревший, он срастается с яблоней, обрастает мхом, лежа внизу дерева, символически тождественного Кресту Господню. Форма покаянного подвига раскаявшегося разбойника восходит к нескольким источникам: мотив расцветания сухой трости – к образу дубины Геракла и жезла Аарона, а мотив выращивания дерева из сухой трости – к Житию Иоанна Колова. Иконографией евангельско-апокрифического благоразумного разбойника определяется крестообразная поза разбойника
Мадея и окружающий его райский сад. Через древнерусскую иконопись получает распространение одно из двух собственных имен сказочного героя – Рах.
Об авторе
Л. Г. КаянидиРоссия
Леонид Г. Каяниди, кандидат филологических наук
214000, Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
Список литературы
1. Агапкина 2019 – Агапкина Т.А. Деревья в славянской фольклорной традиции: Очерки. М.: Индрик, 2019. 656 с.
2. Бадаланова-Геллер 2017 – Бадаланова-Геллер Ф. Книга сущая в устах: фольклорная Библия бессарабских и таврических болгар. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2017. 854 с.
3. Добровольская 2019 – Добровольская В.Е. Сюжет ATU 510В «Рeau d’asne»: СУС 510В «Свиной чехол» в русской сказочной традиции // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 1. С. 20–30.
4. Добровольская 2022 – Добровольская В.Е. Сюжет «Дух в голубом свете» в русской сказочной традиции: между фольклорной сказкой и авторским творчеством // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 2. С. 113–136.
5. Каяниди 2020 – Каяниди Л.Г. Структурно-семантическая типология метаморфозно-орнитологического сюжета восточнославянской сказки (СУС 425М) // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020. Т. 3. № 1. С. 56–93.
6. Кузнецова 2003 – Кузнецова В.С. Легендарные сказки из фольклорной коллекции Государственного архива Новосибирской области: сюжеты «Кумова кровать» и «Образ-порука» // Сибирский филологический журнал. 2003. № 3. С. 82–89.
7. Мелетинский, Неклюдов, Новик, Сегал 2023 – Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М. Структура волшебной сказки. М.: РГГУ, 2023. 237 с.
8. Неклюдов 2023а – Неклюдов С.Ю. Золотое блюдо и рыбий смех: опыт семантического анализа мотивов // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023. Т. 6. № 2. С. 12–48.
9. Неклюдов 2023b – Неклюдов С.Ю. Сказочный сюжет как продукт литературно-фольклорного синтеза: казус AaTh 485А // Шаги/Steps. 2023. Т. 9. № 3. С. 30–86.
10. Покровский 2001 – Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 562 с.
11. Пропп 2002 – Пропп В.Я. Змееборство Георгия в свете фольклора // Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М.: Лабиринт, 2002. С. 92–114.
12. Пуцко 1966 – Пуцко В.Г. Благоразумный разбойник в апокрифической литературе и древнерусском изобразительном искусстве // Труды Отдела древнерусской литературы. М.: Наука, 1966. Т. 22. С. 407–418. Цивьян 2000 – Цивьян Т.В. Об одном классе персонажей низшей мифологии: «профессионалы» // Славянский и балканский фольклор: Народная демонология / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2000. С. 177–192.
13. Шалина 2000 – Шалина И.А. Боковые врата иконостаса: иконография и символика // Иконостас: происхождение, развитие, символика: Cб. статей / ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 559–598.
14. Шалина 2016 – Шалина И.А. Образ Благоразумного разбойника на боковых вратах псковских иконостасов // Искусство христианского мира / отв. ред. А.А. Воронова. Т. 13. М.: ПСТГУ, 2016. С. 339–358.
15. Бераснявічус 2020 – Бераснявічус Г. Вырай: паняцце пра пасмяротнае жыццё ў старалітоўскім светапоглядзе. Смаленск: Інбелкульт, 2020. 191 c.
16. Moser 1981 – Moser D.-R. Verkündigung durch Volksgesang. Studien zur Liedpropaganda und -katechese der Gegenreformation. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1981. 688 S.
17. Varvounis 2006 – Varvounis M. Bemerkungen zur Byzantinischen Tradition des Wachstums des Feuerbrands oder des Trockenen Stocks (AaTh 756) // Byzantion. Revue Internationale des Études Byzantines. 2006. Vol. 76. S. 321–329.
Рецензия
Для цитирования:
Каяниди Л.Г. Восточнославянская сказка «Кумова кровать» («Разбойник Мадей», СУС 756В): структура и генезис. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2025;8(1):69-117. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-1-69-117
For citation:
Kaianidi L.G. The East Slavic fairy tale “Godfather’s Bed” (“The Robber Madej”, SUS 756B). Structure and genesis. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2025;8(1):69-117. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2025-8-1-69-117