Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Эвиденциальность как «внутренний комментарий» текста: свидетельства о «диком человеке»

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-2-58-80

Аннотация

Сообщения о «снежном человеке» весьма разнородны. Аутентичных фиксаций устного рассказа среди них мало, чаще это пересказы со слов носителей традиции, причем иногда подобные сведения сразу сообщаются на языке собирателя, неродном для информанта. Для текстов такого рода характерно указание на источник сведений рассказчика: являлся ли он свидетелем события, передает ли свое сообщение с чужих слов и с чьих именно – непосредственного свидетеля, «пересказчика» и т. д. Наличие подобных «верифицирующих комментариев» дает основание говорить об эвиденциальности как об особой «нарративной категории» в традициях «мифологической прозы».

«Достоверность сообщений» обеспечивается несколькими риторическими способами, включая альтернативные: описанием недавних событий как максимально очевидных либо, наоборот, опорой на давнишнюю информацию, которая, таким образом, оказывается проверена временем и испытана на устойчивость; «личным свидетельством» повествователя или, напротив, передачей авторства другому, утверждением себя лишь в роли ретранслятора; ссылкой на молву, на общие представления местных жителей, с одной стороны, и на конкретный «авторитетный источник» – с другой.

Авторитетность источника гарантируется родством/знакомством с рассказчиком, его принадлежностью к числу социально, культурно, конфессионально значимых персон, к военным с их «кругозором», к людям умственного труда как к надежным носителям «позитивных знаний». Источником может быть и «личная история», конкретный случай и сам казус, описываемый без опоры на «речевой акт». Чаще сведения, фиксируемые «внешним наблюдателем», передаются не участниками/очевидцами события, а анонимными или групповыми трансляторами, наличие которых удлиняет цепочку информации до трех и даже четырех звеньев. Сама позиция «внешнего наблюдателя» – обычно автора «окончательного» текста – достаточно подвижна: он может быть выходцем из данной локальной традиции, иностранным специалистом по данному региону или (чаще всего) любознательным дилетантом, увлеченным поисками «снежного человека».

Об авторе

С. Ю. Неклюдов
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Сергей Ю. Неклюдов, доктор филологических наук, профессор

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Артеменко 1994 – Артеменко Е.Б. «Образ автора» как структурообразующий фактор фольклорного текста // Исследования по лингвофольклористике / отв. ред. А.Т. Хроленко. Вып. 3. Курск: Изд-во Курского пед. ун-та, 1994. С. 3–5.

2. Артеменко 1998 – Артеменко Е.Б. К проблеме повествователя и его языковой репрезентации в фольклоре: На материале былинного эпоса // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. 1998. № 11. С. 186–195.

3. Бичеев 2020 – Бичеев Б.А. Притча о царе Ралпачане// Новый филологический вестник. 2020. № 4 (55). С. 348–360.

4. Борисова 2009 – Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М.: Либроком, 2009. 320 с.

5. Веселова, Степанов 2019 – Веселова И.С., Степанов А.В. Опыт по ролям: перципиент, конфидент и другие (коммуникативные основы композиции мифологических нарративов Русского Севера) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 4. С. 10–24.

6. Козинцева 1994 – Козинцева Н.А. Категория эвиденциальности (проблемы типологического анализа) // Вопросы языкознания. 1994. № 3. С. 92–104.

7. Марций 1975 – Марций И.Ю. Стенко Разин донски козак изменник // Иностранные известия о восстании Степана Разина: материалы и исследования / ред. А.Г. Маньков. Л.: Наука, 1975. С. 51–79.

8. Неклюдов 1995 – Неклюдов С.Ю. Отношение «текст – денотат» и проблема истинности в повествовательных традициях // Лотмановский сборник. Т. 1 / ред.-сост. Е.В. Пермяков. М.: ИЦ-Гарант, 1995. С. 667– 675.

9. Неклюдов 2022 – Неклюдов С.Ю. Воскрешение неандертальца и легенда о «снежном человеке» // Шаги/Steps. 2022. Т. 8. № 3. С. 25–50.

10. Николаева 2014 – Николаева Н.Н. Демонологические рассказы в современном бурятском фольклоре (По полевым материалам) // The Journal of Siberian Studies (SAD). 2014. № 2 (5). С. 97–120.

11. Новик 2019 – Новик Е.С. Способы засвидетельствования и типы повествователя в архаическом фольклоре народов Сибири // Новик Е.С. Миф и ритуал народов Сибири. М.: РГГУ, 2019. С. 307–329.

12. Петров 2017 – Петров Н.В. Страшная месть снежного человека: каргопольский случай // Городские тексты и практики. Т. 2: Ньюслор: фольклорная интерпретация актуальных событий / сост. А.С. Архипова*, Д.А. Радченко. М.: Дело, 2017. С. 16–44.

13. Прокофьева 1953 – Прокофьева Е.Д. Материалы по религиозным представлениям энцев // Сборник Музея антропологии и этнографии АН СССР. Т. 14 / отв. ред. С.П. Толстов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 194–230.

14. Станюкович 1957 – Станюкович К.В. Голуб-яван (Сведения о «снежном человеке» на Памире) // Известия Всесоюзного географического общества. 1957. Т. 89. № 4. С. 343–345.

15. Черванёва 2017 – Черванёва В.А. Границы достоверности мифологического рассказа: делал – видел – слышал – был // Русская речь. 2017. № 5. С. 112–117.

16. Черванёва 2019 – Черванёва В.А. Типы рассказчика в мифологическом нарративе // III Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 3–7 февраля 2014 г.): Сб. науч. ст.: В 5 т. Т. 4: Российская фольклористика в XXI веке: Перспективы развития / сост. В.Е. Добровольская, А.Б. Ипполитова. М.: Государственный Российский дом народного творчества имени В.Д. Поленова, 2019. С. 12–22.

17. Черванёва 2022 – Черванёва В.А. Смена точек зрения как прием в текстах устной традиции: к вопросу о фигуре наблюдателя в фольклоре // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 4. Ч. 2. С. 201–215.

18. Aikhenvald 2004 – Aikhenvald A.Y. Evidentiality. Oxford: Oxford University Press, 2004. 452 p.

19. Hüfner et al. 2017 – Hüfner K. et al. Isolated psychosis during exposure to very high and extreme altitude – characterisation of a new medical entity / K. Hüfner, H. Brugger, E. Kuster, F. Dünsser, A.E. Stawinoga, R. Turner, I. Tomazin, B. Sperner-Unterweger // Psychological Medicine. Vol. 48. No. 11. P. 1–8.

20. Stein 1959 – Stein R.-A. Recherches sur l’épopée et le barde au Tibet. P.: Press Universitaires de France, 1959. 646 p.


Рецензия

Для цитирования:


Неклюдов С.Ю. Эвиденциальность как «внутренний комментарий» текста: свидетельства о «диком человеке». Фольклор: структура, типология, семиотика. 2024;7(2):58-80. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-2-58-80

For citation:


Neklyudov S.Yu. Evidentiality as an ‘internal commentary’ on the text: Testimonies about the ‘wild man’. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2024;7(2):58-80. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-2-58-80

Просмотров: 188


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)