От событий языка к языку событий
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-80-92
Аннотация
В статье представлена предыстория появления авторской концепции самосборки сюжета. Близость языка демонологических рассказов к разговорному языку требует особого внимания к тексту, к его языковой семантике. Обоснованный автором лингвосемантический подход к анализу текстов продемонстрирован на примере концепта водить воду, широко представленного в мифологических рассказах. Было обнаружено множество предикативных соединений, реализующих смысловые переходы между двумя лексико-семантическими гнездами. Показано, что анализируемые нарративы построены на актуализации внутриязыковых, потенциальных предикаций («события языка») в предикативные синтагмы – мифологические мотивы («язык событий»). Поиск ответа на вопрос, как возникающие в языке взаимодействия между разными уровнями языковой системы (внутриязыковые предикации между вторичными и первичными значениями слов, между буквальными и метафорическими значениями идиоматических выражений и т. п.) преобразуются в текстостроительные конструкты, привел к появлению концепции самосборки сюжета.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. ПанюковРоссия
Анатолий В. Панюков, кандидат филологических наук, доцент
167982, Республика Коми, Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26
Список литературы
1. Курдюмов 1999 – Курдюмов В.А. Идея и форма: Основы предикационной концепции языка. М.: Военный ун-т, 1999. 194 с.
2. Лотман 1970 – Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
3. Панюков 2004 – Панюков А.В. Семантические модели языкового концепта «водить воду» // Фольклор и художественная культура: Современные методологические и технологические проблемы изучения и сохранения традиционной культуры. М., 2004. С. 194–200. (Сохранение и возрождение фольклорных традиций; вып. 13)
4. Панюков 2006 – Панюков А.В. К проблеме поэтики устных мифологических рассказов: лингвосемантический подход // Славянская традиционная культура и современный мир: Сборник научных статей по материалам конференции. Вып. 9. М., 2006. С. 86–105.
5. Панюков 2013 – Панюков А.В. Феномен самосборки в фольклоре: сюжет об убийстве князя Василия Вымского // Семиозис и культура: интеллектуальные практики / Науч. ред. И.Е. Фадеева, В.А. Сулимов. Сыктывкар: Коми гос. пед. ин-т, 2013. С. 199–211.
6. Панюков 2016 – Панюков А.В. Самосборка сюжета в фольклоре // Фольклористика Коми: Фольклорные жанры Европейского Северо-Востока России: динамика развития, трансформации, классическое наследие и современные формы. Сыктывкар, 2016. С. 114–136. (Труды Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН; вып. 74)
7. Сироткина 2007 – Сироткина Т.А. Речевые маркеры этнического компонента народной культуры (на материале этнонимии Пермского края) // Традиционная культура Русского Севера: история и современность: Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. URL: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/438.html (дата обращения 10 янв. 2023).
Рецензия
Для цитирования:
Панюков А.В. От событий языка к языку событий. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023;6(4):80-92. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-80-92
For citation:
Panyukov A.V. From language events to event language. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2023;6(4):80-92. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-80-92