Сравнительный анализ легенды о стрелке по солнцу: от Амура до Тайваня
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-14-50
Аннотация
Статья известного отечественного китаиста Бориса Львовича Рифтина (1932–2012) посвящена сравнительному анализу одного из широко распространенных фольклорных сюжетов, рассказывающих о существовании в некие древние времена нескольких солнц и об уничтожении лишних светил мифологическим героем. В значительной мере работа базируется на собственных полевых записях автора, сделанных им у аборигенов Тайваня, у народов бунун и тайя, в 1992–1998 гг.
Исследователь приходит к выводу, что миф о победе над испепеляющим солнечным жаром развился из более общего представления об избыточном количестве солнц, оно встречается и в Европе, и в Африке, но главным образом – в Тихоокеанском регионе, в Восточной Азии и в Америке. Миф же о стрельбе в лишние солнца существует прежде всего в материковом Китае, на Тайване и Филиппинах, в Индонезии и на северо-востоке Индии, но практически не отмечен к северу от Амура, у тюркских народов Центральной Азии и в Тибете. Таким образом, обширный ареал распространения этого мифа имеет четкие границы, причем многие народы, у которых есть подобный сюжет, принадлежат к австроазиатской языковой семье. Возможно, древний миф об уничтожении лишних солнц первоначально появился в Восточной Азии, а затем в процессе миграций был перенесен на Тайвань, на Филиппины, в Индонезию и на некоторые острова Тихого океана.
Ключевые слова
Об авторе
Б. Л. РифтинРоссия
Борис Л. Рифтин
Информация о публикаторе
Аглая Б. Старостина, кандидат философских наук, Институт востоковедения РАН, Москва, Россия; 107031, Россия, Москва, ул. Рождественка, д. 12; abstarostina@gmail.com
Список литературы
1. Дасиулавань Бима 1992 – Дасиулавань Бима (Тянь Чжэ-и). Тайвань бунун цзу дэ шэнмин цзии [Обряды жизненного цикла у народа бунун на Тайване]. Тайбэй: Тайюань чубаньшэ, 1992. 188 с.
2. Е Шу-сянь 1991 – Е Шу-сянь. Инсюн юй тайян – Чжунго шангу шиши дэ юаньсин чунгоу [Герой и солнце – реконструкция первоначального облика китайского древнейшего эпоса]. Шанхай: Шанхай шэхуэй кэсюэюань чубаньшэ, 1991. 266 с.
3. Жирмунский 1962 – Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М.: Гослитиздат, 1962. 435 с.
4. Ли И-юань 1982 – Ли И-юань. Тайвань тучжу миньцзу дэ шэхуэй юй вэньхуа [Общество и культура аборигенов Тайваня]. Тайбэй: Ляньцзин чубаньшэ, 1982. 460 с.
5. Линь Хэн-ли 1962 – Линь Хэн-ли. Тайвань тучжу миньцзу шэ жи шэньхуа чжи фэньси [Анализ мифов местных народов Тайваня о стрельбе в солнца] // Миньцзусюэ яньцзюсо цзикань [Бюллетень Института этнологии]. 1962. Вып. 13. С. 99–132.
6. Лисевич 1982 – Лисевич И.С. Субстрат реальности в мифе о стрелке И // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока:
7. Тезисы докладов 10-й научной конференции, Ленинград, 1982 / Отв. ред. В.Т. Сухоруков. Ч. 1. М.: Ин-т востоковедения, 1982. С. 146–147.
8. Лю Чэн-хуай 1991 – Лю Чэн-хуай. Лунь чуан ши шэньхуа [О формировании, развитии и смысле мифов о сотворении мира] // Чжунго миньцзянь вэньхуа – миньцзянь вэньхуа яньцзю [Китайская народная культура – исследования народной культуры]. Вып. 4. Шанхай: Сюэлинь чубаньшэ, 1991. С. 62–79.
9. Мелетинский 1979 – Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос: Цикл ворона. М.: Наука, 1979. 229 с.
10. Невский 1935 – Невский Н.A. Материалы по говорам языка цоу. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1935. 133 с.
11. Пропп 1946 – Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1946. 366 с.
12. Тайвань шаньбао… 1994 – Тайвань шаньбао гэцзу чуаньтун шэньхуа гуши юй чуаньшо вэньсянь бяньцзуань яньцзю [Исследование корпуса текстов традиционных мифов и преданий горных соотечественников Тайваня] / Под ред. Инь Цзянь-чжун. Тайбэй: Голи Тайвань дасюэ, 1994. 473 с.
13. Таксами 1975 – Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов: середина XIX – начало XX в. Л.: Наука, 1975. 238 с.
14. Цзинь Жун-хуа 1984 – Цзинь Жун-хуа. Лючао чжигуай сяошо цинцзе даньюань соинь [Указатель мотивов к рассказам о необычайном эпохи Шести династий]. 1-е изд. Тайбэй: Чжунго вэньхуа дасюэ, 1984. 177 с.
15. Цю Ци-цянь 1966 – Цю Ци-цянь. Бунун цзу ка шэцюнь дэ шэхуэй цзучжи [Социальная организация общности такибаха народа бунун]. Наньган: Чжунъян яньцзююань миньцзусюэ яньцзюсо, 1966. 266 с.
16. Шаньшина 1996 – Шаньшина Е.В. Легенды о множественности светил в нанайской мифологии // Четвертая Дальневосточная конференция молодых историков (Уссурийск, 1–3 февр. 1996 г.). Владивосток: Дальнаука, 1996. С. 44–47.
17. Ямада Хитоси 1997 – Ямада Хитоси. Тайё-но итэ [Стрелок по солнцам]: Дис. … магистра. Университет Киото, Киото, 1997.
18. Benedek 1991 – Benedek D. The songs of the ancestors. A comparative study of Bashic folklore. Taipei: SMC Publishing, 1991. 642 p.
19. Egli 1989 – Egli H. Mirimiringan. Die Mythen und Märchen der Paiwan. Das frühe Weltbild des Fernen Ostens. Zurich: Die Waage, 1989. 436 S.
20. Ho Ting-jui 1971 – Ho Ting-jui. A comparative study of myths and legends of Formosan aborigines. Taipei: Orient Cultural Service (Dongfang wenhua shuju), 1971. 388 p.
21. Mänchen-Helfen 1937 – Mänchen-Helfen O. Der Schuß auf die Sonnen // Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes. 1937. Vol. 44. S. 75–95.
Рецензия
Для цитирования:
Рифтин Б.Л. Сравнительный анализ легенды о стрелке по солнцу: от Амура до Тайваня. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023;6(4):14-50. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-14-50
For citation:
Riftin B.L. Comparative analysis of the legend of the shooter on the sun. From the Amur to Taiwan. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2023;6(4):14-50. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-4-14-50