Способы медиатизации фольклорных персонажей в видеоиграх на примере игры Yaga
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-2-97-111
Аннотация
Статья посвящена медиатизации мифологических персонажей славянского фольклора на примере видеоигры Yaga, созданной студией Breadcrumbs Interactive в 2019 г. Медиатизация фольклора позволяет посмотреть, как трансформируются традиционные представления при попадании в медийную среду и как «переводится» фольклор на язык медиа. В данном случае компьютерная игра рассматривается как текст, состоящий из различных (визуальных, вербальных и пр.) знаков. Используется применяемый как в фольклористике, так и в Game Studies структурно-семиотический анализ персонажной системы видеоигр для выявления их функций и сюжетных ролей, а также визуальных, аудиальных и др. приемов медийной репрезентации заимствованных из фольклора игровых образов.
В статье делается попытка ответить на следующие вопросы: сходны ли функции игровых персонажей с функциями их фольклорных прототипов? Есть ли подобные сюжеты в быличках, или же в данном случае мы имеем дело с полностью выдуманными авторами игр сюжетами, которые лишь пытаются быть похожими на фольклорные?
Здесь будет затруднительно просто составить сравнительную схему, сопоставив видеоигровой и фольклорный образы, поскольку в игре отсутствует полноценный бестиарий (отдельная вкладка в меню игры, где мы могли бы посмотреть полные сведения о персонаже). Кроме того, всех фольклорных персонажей можно условно поделить на полноценных противников, у которых кроме нападения не будет иной линии поведения, и нейтральных по отношению к герою, которые могут напасть или же пойти на контакт. В одном случае можно говорить исключительно о внешнем сходстве, в другом – ориентироваться на сюжеты квестов, в которых фигурирует персонаж.
Об авторе
М. А. БыхановаРоссия
Мария А. Быханова
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Жиров, Зенин, Кулабухова 2011 – Жиров М.С., Зенин С.Н., Кулабухова М.А. Традиционный словесный фольклор и массмедиа: тенденции взаимодействия в современном медиапространстве. Белгород: БелГУ, 2011. 118 с.
2. Зеленин 1991 – Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. 507 с.
3. Левкиевская 2000 – Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М.: Астрель; АСТ, 2000. 528 с.
4. Летина, Ежгурова 2018 – Летина Н.Н., Ежгурова Н.А. Взаимодействие традиционной и массовой культуры в современном отечественном музыкальном фольклоре // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 1. С. 204–208.
5. Петрова 2016 – Петрова Н.С. Анимационный фольклоризм 2000-х гг. // Фольклорный текст в современном культурном контексте: традиция и ее переосмысление / Сост. Н.В. Кургузова, М.Д. Алексеевский. Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2016. С. 85–94.
6. Померанцева 1978 – Померанцева Э.В. Межэтническая общность поверий и быличек о полуднице // Славянский и балканский фольклор: Генезис. Архаика. Традиции / Отв. ред. И.М. Шептунов. М.: Наука, 1978. С. 143–158.
7. White 1991 – White D.G. Myths of the Dog-Man. Chicago: University of Chicago Press, 1991. 334 p.
Рецензия
Для цитирования:
Быханова М.А. Способы медиатизации фольклорных персонажей в видеоиграх на примере игры Yaga. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023;6(2):97-111. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-2-97-111
For citation:
Bykhanova M.A. Mediatization methods of folklore characters in video games. The case of ‘Yaga’ game. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2023;6(2):97-111. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-2-97-111