Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Феномены погребения, пограничья, перехода в контексте изображений Других в греческой вазописи

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-3-80-98

Аннотация

Статья посвящена исследованию того, каким образом феномены, связанные с погребением, пограничьем, переходом и аналогичными феноменами интерпретируются в греческой вазописи в контексте изображений Других (скифов, фракийцев, чернокожих и др.).
Восприятие Других греками было синкретичным: реальные знания сочетались с фантастическими представлениями; в их воззрениях Другие жили на окраинах ойкумены, т. е. на границе с иными мирами, в широком смысле – реального и фантастического, мира живых и мира мертвых. Это связывало их с феноменами границ, перехода, погребения и т. п. С этим связано и то, что Другие в греческом искусстве часто изображались в мифологических сюжетах или в качестве мифологических персонажей. Также ряд сюжетов, где изображались Другие, были связаны с феноменами перехода и погребения – война, подготовка к войне, охота и др. С этими феноменами мог быть связан и ряд деталей таких изображений.
Семантика греческой вазописи была неоднозначной и многослойной, поэтому интерпретация многих таких изображений спорна. Кроме того, исследуемые феномены можно рассматривать в узком или широком смысле. Более того, связь многих персонажей, присутствовавших в рассмотренных изображениях, с загробным миром, определенными богами и мифами гораздо глубже и сложнее и намного превосходит границы проблематики, связанной с Инаковостью.

Об авторе

Т. С. Терещенко
Независимый исследователь
Россия

Татьяна С. Терещенко, кандидат философских наук

Москва



Список литературы

1. Вахтина 2013 – Вахтина М.Ю. Фрагмент чернофигурного аттического лекифа с изображением «скифского лучника» из раскопок Порфмия // Фидития: Памяти Юрия Викторовича Андреева. СПб.: Дмитрий Буланин. 2013. С. 59–71.

2. Виноградов 2007 – Виноградов Ю.А. Большой лекиф Ксенофанта. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. 62 с.

3. Котина 2012 – Котина А.В. Миф об амазонках: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Белгород, 2012. 28 с.

4. Чисталев 2013 – Чисталев М.С. Представления о древней египетской истории в римском обществе периода империи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 2 (1). С. 245–256.

5. Шауб 2007 – Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII–IV вв. до н. э.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. 484 с.

6. Шталь 1989 – Шталь И.В. Эпические предания Древней Греции: Гераномахия: опыт типологической и жанровой реконструкции. М.: Наука, 1989. 304 с.

7. Durand 1983 – Durand J.-L., Lissarrague F. Héros cru ou hôte cuit: histoire quasi cannibal d’Héracles chez Busiris // Image et céramique grecque. Actes du Colloque de Rouen, 25–26 novembre 1982 / Éd. by F. Lissarrague, F. Thelamon. Rouen: Université de Rouen, 1983. P. 153–167.

8. Franks 2009 – Franks H.M. Hunting the Eschata. An imagined Persian Empire on the Lekythos of Xenophantos // Hesperia. The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. 2009. Vol. 78. No. 4. P. 455–480.

9. Hall 1991 – Hall E. Inventing the Barbarian. Greek self-definition through tragedy. Oxford: Clarendon Press, 1991. 277 p.

10. Hoffmann 1997 – Hoffmann H. Sotades. Symbols of immortality on Greek vases. Oxford: Clarendon Press, 1997. 205 p.

11. Lissarrague 1990 – Lissarrague F. L’autre guerrier: Archers, peltastes, cavaliers dans l’imagerie antique. Paris: Editions La Découverte, Rome: Ecole française de Rome, 1990. 326 p.

12. Lissarrague 1994 – Lissarrague F. Orphée mis à mort // Musica e Storia. 1994. Vol. 3. P. 269–307.

13. Lissarrague 2002 – Lissarrague F. The Athenian image of the foreigner // Greeks and Barbarians / Ed. by T. Harrison. Edinburgh: Edinburg Univ. Press, 2002. P. 101–124.

14. McPhee 2006 – McPhee I. Herakles and Bousiris by the Telos painter // Antike Kunst. 2006. 49 Jahrgang. P. 43–56.

15. Miller 2000 – Miller M.C. The myth of Bousiris. Ethnicity and art // Not the classical ideal. Athens and the construction of the Other in Greek art / Ed. by B. Cohen. Leiden: Brill, 2000. P. 413–442.

16. Neils 2001 – Neils J. The group of the Negro alabastra reconsidered // Il greco, il barbaro e la ceramica attica, Immaginario del diverso, processi di scambio e autorappresentazione degli indegni. Vol. 4. Atti del Convegno Internazionale di Studi 14–19 maggio 2001 / Ed. by F. Giudice, R. Panvini. Rome, 2001. P. 67–74.

17. Raeck 1981 – Raeck W. Zum Barbarenbild in der Kunst Athens im VI und V Jahrhundert vor Christ. Bonn: Rudolf Habelt Verlag, 1981. 337 p.

18. Snowden 2010 – Snowden F.M., Jr. Iconographical evidence on the Black populations in Greco-Roman Antiquity // The image of the Black in Western art / Ed. by D. Bindman. Cambridge: Harvard University Press, 2010. P. 143–250.


Рецензия

Для цитирования:


Терещенко Т.С. Феномены погребения, пограничья, перехода в контексте изображений Других в греческой вазописи. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2022;5(3):80-98. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-3-80-98

For citation:


Tereshchenko T.S. Phenomena of funeral, border, transition in the context of representations of the Others in Greek vase painting. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2022;5(3):80-98. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-3-80-98

Просмотров: 237


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)