Типология немецких Andachtsbilder и их связь с вотивной традицией
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-1-126-137
Аннотация
В статье приводится авторская типология специфического и мало исследованного жанра сакрального искусства – Andachtsbilder, в некоторых случаях заимствующего иконографию у вотивных изображений. В Германии в Средневековье (с XIV в.) и в Новое время были распространены карманные или домашние сакральные изображения, которые называли Andachtsbilder, дословно – «молитвенные образы». Как правило, они представляли собой образы святых и могли быть гравюрой, миниатюрой или даже аппликацией. Сюжеты Andachtsbilder обычно были связаны с образами Святого семейства или тяготели к мистическим аллегориям, однако, кроме «стандартных», существовал другой тип Andachtsbilder, в частности изображения, представляющие сцену некоего чуда. Их прототипы зачастую изначально были вотивами-объектами (восковыми, серебряными и т. д.) или же вотивами-образами (Votiftafel), т. е. образами, созданными по обету Богу или святым. Иные вотивы-объекты перерисовывали, и тогда нога, рука или даже пищевод появлялись уже на вотиве-образе (Votiftafel). А самые известные вотивы-образы могли скопировать на карманные или домашние изображения, Andachtsbilder. Именно такие образцы молитвенных изображений нас и будут интересовать. Судя по всему, если вотивы-образы, копирующие вотивы-объекты, выступали своего рода фиксирующим событие реальности «доказательством» того, что верующий действительно повесил в церкви обетный дар, то вотивыобразы, скопированные на карманные Andachtsbilder, по моей гипотезе, могли выполнять магическую функцию, подобно небезызвестным Schluckbildchen. В статье представлен срез основных существующих сегодня в науке типологий Andachtsbilder и приведены примеры изображений, перекочевавших из вотивных практик в практики домашнего, «карманного» благочестия, а также представлен их культурноантропологический анализ.
Список литературы
1. Реутин М.Ю. Генрих Сузо. Exemplar. М.: Ладомир; Наука, 2014. 599 с. (Литературные памятники).
2. Spamer A. Das kleine Andachtsbild: vom XIV. - zum XX. Jh. München: Bruckmann, 1980. 334 S.
3. Surmann U., Verhey M. Glauben. Andachtsbildchen von A bis Z: Sammlungen Bachem, Blumentrath, Gierse, Kratz. Köln: Kolumba, 2016. 640 S.
Рецензия
Для цитирования:
Зотов С.О. Типология немецких Andachtsbilder и их связь с вотивной традицией. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2022;5(1):126-137. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-1-126-137
For citation:
Zotov S.O. Typology of German Andachtsbilder and its connection with votive iconography. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2022;5(1):126-137. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-1-126-137