Инновационные процессы в музыкальном фольклоре нарымских селькупов
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-3-81-94
Аннотация
В статье обсуждаются процессы развития инновационного музыкального фольклора нарымских селькупов на основе анализа сборника «Обские напевы селькупов Нарымского края» (составители В.П. Тузакова и И.А. Коробейникова). Современный музыкальный фольклор южных селькупов обнаруживает тенденцию стремительного отхода от традиции под влиянием русского фольклора и советской массовой песни, развивается творчество самодеятельных селькупских композиторов (мелодистов). В произведениях современного музыкального фольклора основным маркером национальной идентичности является селькупской язык. Проявления «селькупского» музыкального стиля (звукоряд, организация мелодического движения) частично сохраняются, но отступают на второй план перед определяющими музыкальный стиль новых песен аранжировками, инструментальным сопровождением, свойственными современной музыке квадратными структурными построениями и другими средствами популярных жанров. Широкое применение в современных фольклорных произведениях находят звукоподражания голосам животных и птиц, которые ассоциируются с традиционным для селькупов таежным ландшафтом и привносят в современные композиции «образ места». Это позволяет рассматривать инновационный фольклор селькупов в свете концепции звучащих ландшафтов Арктики.
Ключевые слова
Об авторе
О. Э. ДобжанскаяРоссия
Оксана Э. Добжанская - доктор искусствоведения, доцент
677000, Якутск, ул. Орджоникидзе, д. 4
Список литературы
1. Добжанская 2008 – Добжанская О.Э. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. Норильск: АПЕКС, 2008. 272 с.
2. Дорожкова 1997 – Дорожкова Т.Ю. Кеты и селькупы // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 1: Традиционная музыкальная культура народов Сибири. Кн. 1: Традиционная культура коренных народов Сибири / гл. ред. Б.А. Шиндин; Ком. по культуре Администрации Новосиб. обл., Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск, 1997. С. 103–129.
3. Дорожкова 2005 – Дорожкова Т.Ю. Музыка // Народы западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Ин-т археологии и этнографии СО РАН. М.: Наука, 2005. С. 382–383. (Народы и культуры)
4. Тучкова 2005 – Тучкова Н.А. Фольклор // Народы западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Ин-т археологии и этнографии СО РАН. М.: Наука, 2005. С. 378–379. (Народы и культуры)
5. Шейкин 2002 – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. М.: Восточная литература, 2002. 718 с.
6. Niemi 1995 – Niemi J. Transcriptions of Nenets songs in A.O. Vaisanen’s “Samojedische melodien” re-evaluated // Journal de la Societe FinnoOugrienne. 1995. Vol. 86. P. 129–166
Рецензия
Для цитирования:
Добжанская О.Э. Инновационные процессы в музыкальном фольклоре нарымских селькупов. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2024;7(3):81-94. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-3-81-94
For citation:
Dobzhanskaya O.E. Modern processes in the musical folklore of Narym Selkups. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2024;7(3):81-94. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-3-81-94