Проблемы издания и комментирования русского магического фольклора
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-2-81-108
Аннотация
Фактически заговоры представляют собой два разных жанра и корпуса текстов, один из которых функционирует в устной, фольклорной традиции, а другой – в «низовой» рукописной. Соответственно, исследователи и публикаторы заговоров довольно четко делятся на две группы: устными заговорами по большей части занимаются фольклористы, а рукописными – историки, литературоведы и археографы. Если первые находят свои источники в фольклорных экспедициях и архивах, в которых хранятся записи аналогичных экспедиций прошлых лет, то вторые занимаются в архивах в основном с материалами XVII–XIX вв.
Заговоры, с одной стороны, включают ряд разновидностей (приговоры, обереги, заговоры-молитвы и др.), а с другой – в одних рукописях с ними фиксируются тексты других жанров. В связи с этим перед комментатором стоит задача идентифицировать жанровую природу текста, который может относиться к одной из разновидностей заговоров или даже относиться не к самим заговорам, а, например, к апокрифическим молитвам.
Комментатор имеет дело, с одной стороны, с единичными заговорами, а с другой – с теми гипертекстовыми структурами, в которые включены эти заговоры. В случае с устными заговорами это, во-первых, другие заговоры, которые входят в репертуар данного исполнителя или локальной традиции, а во-вторых, ритуальная обстановка, в которой исполняется заговор. В случае же с рукописными заговорами комментатор рассматривает текст в составе определенной рукописи и в контексте имеющейся информации о ее происхождении и содержании.
Одна из задач, стоящих перед исследователями и публикаторами заговоров, заключается в том, чтобы разработать определенный стандарт научных изданий, который бы соответствовал академическим требованиям в области текстологии и источниковедения. Для реализации задач, стоящих перед издателями магического фольклора, извлеченного из рукописей раннего Нового времени, требуется подготовка таких специалистов, которые могли бы квалифицированно заниматься и полевой, и археографической, и публикаторской работой.
Ключевые слова
Об авторе
А. Л. ТопорковРоссия
Андрей Л. Топорков, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАН
121069, Россия, Москва, ул. Поварская, д. 25а
Список литературы
1. Агапкина 2010 – Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М.: Индрик, 2010. 824 с.
2. Азадовский 2013 – Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2 т. 2-е изд. М.: РГГУ, 2013. Т. 1. 978 с.
3. Бобров, Финченко 1986 – Бобров А.Г., Финченко А.Е. Рукописный «отпуск» в пастушеской обрядности Русского Севера (конец ХVIII – начало ХХ в.) // Русский Север: проблемы этнокультурной истории, этнографии и фольклористики: сборник статей / отв. ред. Т.А. Бернштам, К.В. Чистов. Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1986. С. 135– 164.
4. Дианова 2002 – Дианова Т.Е. Гипертекстовые единства в живой фольклорной традиции // Актуальные проблемы полевой фольклористики / отв. ред. А.А. Иванова. М.: Изд-во Московского ун-та, 2002. С. 68–74.
5. Дианова 2004 – Дианова Т.Б. Рукописные коллекции фольклорных текстов как составляющая фольклорной традиции / отв. ред. А.А. Иванова // Актуальные проблемы полевой фольклористики. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. Вып. 3. С. 94–105.
6. Дианова, Ковпик, Чеканова 2002 – Дианова Т.Б., Ковпик В.А., Чеканова А.В. Письменные формы фольклора (предварительная классификация и рекомендации по собиранию) // Актуальные проблемы полевой фольклористики / отв. ред. А.А. Иванова. М.: Изд-во Московского ун-та, 2002. Вып. 1. С. 196–205. З
7. Захарова 2014 – Захарова О.В. Былина в русском тезаурусе: история слова, термина, категории // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 268–275.
8. Ильина, Ипполитова 2009 – Ильина Т.С., Ипполитова А.Б. Водлозерский пастушеский отпуск конца XVIII в. из экспедиционных материалов Н.Н. Харузина // Ильинский Водлозерский погост: материалы научной конференции «Водлозерские чтения: Ильинский погост» (6–10 августа 2007 г.) / Нац. парк «Водлозерский»; под ред. А.В. Пигина. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. С. 197–245.
9. Левкиевская 2002 – Левкиевская Е.Е. Славянский оберег: Семантика и структура. М.: Индрик, 2002. 336 с.
10. Мороз 2001 – Мороз А.Б. Севернорусские пастушеские отпуска и магия первого выгона у славян // Восточнославянский этнолингвистический сборник / отв. ред. А.А. Плотникова. М.: Индрик, 2001. С. 232– 258.
11. Мороз 2003 – Мороз А.Б. Пастушеская обрядность в восприятии пастуха и крестьянской общины // Актуальные проблемы полевой фольклористики / отв. ред. А.А. Иванова. М.: Изд-во Московского ун-та, 2003. Вып. 2. С. 42–52.
12. Москвина 2003 – Москвина В.А. Письменная заговорная традиция Западной Сибири // Традиционная культура. 2003. № 1. С. 74–78.
13. Публичук, Топорков 2012 – Публичук Е.В., Топорков А.Л. «Где-то что-то есть»: знахарка из Андомы о жизни, о вере и об опыте целительства // О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX– XXI вв. (к изучению биографического и религиозного нарратива) / под ред. Е.Б. Смилянской. М.: Индрик, 2012. С. 235–260.
14. Смилянская 2002 – Смилянская Е.Б. «Суеверное письмо» в судебноследственных документах XVIII в. // Отреченное чтение в России ХVII–XVIII вв. / отв. ред. А.Л. Топорков, А.А. Турилов. М.: Индрик, 2002. С. 75–98.
15. Смилянская 2003 – Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России ХVIII в. М.: Индрик, 2003. 463 с.
16. Терешкина 2011 – Терешкина Д.Б. Заговор и молитва: народное христианство в заговорах новгородской традиции // Новгородика-2010: Вечевой Новгород: Материалы Международной научно-практической конференции / сост. Д.Б. Терешкина. Великий Новгород: Новгородский государственный ун-т им. Ярослава Мудрого, 2011. Ч. 3. С. 131–144.
17. Топорков 2005 – Топорков А.Л. Заговоры в русской рукописной традиции XV–XIX в.: История, символика, поэтика. М.: Индрик, 2005. 478 с.
18. Топорков 2023 – Топорков А.Л. «Сон Богородицы» в русских рукописных и фольклорных традициях (XVII – начало XXI в.) // Studia Litterarum. 2023. Т. 8. № 2. С. 268–287.
19. Фадеева 1995 – Фадеева Л.В. Письменная заговорная традиция (проблемы собирания и изучения) // Материалы международной конференции «Фольклор и современность», посвященной памяти проф. Н.И. Савушкиной (20–22 окт. 1994 г.). М.: МГДТДИЮ, 1995. С. 38–45.
20. Шестеркина 2014 – Шестеркина Н.В. Соотношение народной молитвы и заговора // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 18 (704). 2014. С. 96–108.
21. Ilyefalvi 2017 – Ilyefalvi E. Textualization strategies, typological attempts, digital databases: What is the future of the comparative charm scholarchip? // Incantatio. An International Journal on Charms, Charmers and Charming. 2017. Iss. 6. P. 37–77.
Рецензия
Для цитирования:
Топорков А.Л. Проблемы издания и комментирования русского магического фольклора. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2024;7(2):81-108. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-2-81-108
For citation:
Toporkov A.L. Problems of publishing and commenting on Russian magical folklore. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2024;7(2):81-108. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2024-7-2-81-108