Мужья, просящие поминок, или «Мифические любовники»: о чем рассказывают вдовы после войны
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-88-116
Аннотация
На примере устных фольклорных рассказов круга сюжета «Мифический любовник» показано, как исторические события проживаются в личном опыте, как они отражаются в меморатах, а потом вспоминаются и пересказываются, создавая особый вспоминающий коллектив. Материалом для анализа стали десять нарративов разных жанров устной фольклорной прозы: мифологические рассказы о сексуальных контактах с «нечистыми», история о вызывании лешачихи, рассказы о снах, записанные фольклористами СПбГУ в Вологодской, Архангельской, Кировской областях в течение последних двадцати лет от четырех женщин 1930-х годов рождения. Не похороненные в соответствии с обычным ритуальным порядком погибшие воины не оставляют мысли и чувства вдов, скорбь которых тяжела вдвойне. Смыслы, которые не были артикулированы ритуалом, возникают в перформансе рассказывания. Коллективное рассказывание (во-первых, рассказчицы и сопереживающие слушательницы рассказывают свои истории впервые в момент событий; во-вторых, первичные рассказчицы, их дети и внуки повторяют истории про прошлое вот уже более 80 лет) восстанавливает жизненную ткань и несет такие «ориентирующие» понятия, как чрезмерная боль, скорбь вне ритуала, неотпускающее горе и связанная с ними опасность «нечистой силы».
Об авторе
И. С. ВеселоваРоссия
Инна С. Веселова, кандидат филологических наук, доцент
199034, Санкт-Петербург, наб. Университетская, д. 7–9–11
199034, Санкт-Петербург, 1-я линия, д. 2
Список литературы
1. Ассман 2023 – Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 328 с.
2. Василюк 1984 – Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
3. Веселова, Степанов 2019 – Веселова И.С., Степанов А.В. Опыт по ролям: перципиент, конфидент и другие: (коммуникативные основы композиции мифологических нарративов Русского Севера) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 4. С. 10–24.
4. Хальбвакс 2007 – Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.
5. Черванева 2019 – Черванева В.А. Дейксис устных мифологических нарративов: о чем говорят формы первого лица? // Шаги/Steps. 2019. Т. 5. № 2. С. 36–52.
6. Шюц 2008 – Шюц А. Некоторые структуры жизненного мира // Вопросы социальной теории. 2008. Т. 2. С. 72–87.
7. Эткинд 2018 – Эткинд А. Кривое горе: память о непогребенных. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 328 с.
8. Assmann, Czaplicka 1995 – Assmann J., Czaplicka J. Collective memory and cultural identity // New German critique: Cultural History/Cultural Studies. 1995. No. 65. P. 125–133.
9. Turner 1987 – Turner V. Social drama in Brazilian Umbanda. The dialectics of meaning // Turner V. The anthropology of performance. N.Y.: PAJ Publications, 1987. 185 p.
Рецензия
Для цитирования:
Веселова И.С. Мужья, просящие поминок, или «Мифические любовники»: о чем рассказывают вдовы после войны. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023;6(3):88-116. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-88-116
For citation:
Veselova I.S. Husbands asking for a memorial dinner, or the “Mythical lovers” motif. What do widows talk about after a war. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2023;6(3):88-116. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-88-116