Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Маргиналии сына в рукописи отца как маркер идентичности

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-49-60

Аннотация

Исследовательский вопрос статьи связан с особенностями воплощения межпоколенческого диалога об истории семьи: автор анализирует маргиналии позднего переселенца В.К. Винса (род. 1942) как ответ на рукопись его отца – репрессированного советского немца-трудармейца К.А. Винса (1905–1988). Рукопись представляет собой изложение истории семьи советских немцев через жизнь ее кормильца. Автор воспоминаний репрезентирует себя как немца, учителя немецкого языка, отца семейства и советского гражданина, и нашей исследовательской задачей становится выявление реакции его сына на этот текст через его маргиналии. Выявляется, что между отцом и сыном ведется непрерывный диалог, а пометы в тексте выполняют разные функции – от привлечения внимания читателя к лапидарным фрагментам до усиления риторичности высказываний отца. Маргиналии становятся маркером идентичности В.К. Винса – в каких-то эпизодах эта идентичность соответствует авторской, в других же – противоречит ей. Для расширения контекста исследования в работе привлекаются эго-документы сына, в которых он излагает собственное видение семейной истории.

Об авторе

Е. В. Потапова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Евгения В. Потапова

620014,  Екатеринбург, пр. Ленина, д. 51



Список литературы

1. Александер 2012 – Александр Дж. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал. 2012. № 3. С. 6–40.

2. Блинова, Смирнова, Шлегель 2021 – Блинова А.Н., Смирнова Т.Б., Шлегель Е.А. Влияние депортации на идентичность немцев России и Казахстана // Журнал фронтирных исследований. 2021. № 4. С. 91–116.

3. Голубинов 2019 – Голубинов Я.А. Эго-документы как способ конструирования личной и семейной истории: случай Петра и Михаила Герасимовых // Genesis: исторические исследования. 2019. № 12. С. 1–9. URL: https://www.e-notabene.ru/hr/article_31568.html (дата обращения 11 янв. 2023).

4. Енина 2016 – Енина Л.В. Идентичность как дискурсивный концепт и механизмы дискурсивной идентификации // Политическая лингвистика. 2016. № 6. С. 159–167.

5. Кириллов 2011 – Кириллов В.М. Историческая память и самосознание российских немцев (по материалам источников личного происхождения) // Гражданская идентичность и внутренний мир российских немцев в годы Великой Отечественной войны и в исторической памяти потомков / Под ред. А.А. Германа. М.: МНСК-пресс, 2011. С. 322–349.

6. Киссер 2019 – Киссер Т.С. Немцы Урала: этноистория и идентичность. СПб.: МАЭ РАН, 2019. 372 с.

7. Нарский 2012 – Нарский И.В. «Исключительное нормальное» и нормализация исключительного: самоцензура памяти одной немецкой семьи, принудительно депортированной в СССР // Новое литературное обозрение. № 4. 2012. С. 325–336.

8. Рикёр 2010 – Рикёр П. Путь признания: три очерка. М.: РОССПЭН, 2010. 868 с.

9. Рождественская 2009 – Рождественская Е.Ю. Словами и телом: травма, нарратив, биография // Травма: пункты: Сборник статей / Сост. С. Ушакин, Е. Трубина. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 108–132.

10. Hoops, Panagiotidis 2021 – Hoops М., Panagiotidis J. Both German and Russian: second-generation Russian-German identities in Germany // Quaestio Rossica. 2021. Vol. 9. No. 3. P. 845–860.


Рецензия

Для цитирования:


Потапова Е.В. Маргиналии сына в рукописи отца как маркер идентичности. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023;6(3):49-60. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-49-60

For citation:


Potapova E.V. The son’s marginalia in the father’s manuscript as an identity marker. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2023;6(3):49-60. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-49-60

Просмотров: 262


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)