Маргиналии сына в рукописи отца как маркер идентичности
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-49-60
Аннотация
Исследовательский вопрос статьи связан с особенностями воплощения межпоколенческого диалога об истории семьи: автор анализирует маргиналии позднего переселенца В.К. Винса (род. 1942) как ответ на рукопись его отца – репрессированного советского немца-трудармейца К.А. Винса (1905–1988). Рукопись представляет собой изложение истории семьи советских немцев через жизнь ее кормильца. Автор воспоминаний репрезентирует себя как немца, учителя немецкого языка, отца семейства и советского гражданина, и нашей исследовательской задачей становится выявление реакции его сына на этот текст через его маргиналии. Выявляется, что между отцом и сыном ведется непрерывный диалог, а пометы в тексте выполняют разные функции – от привлечения внимания читателя к лапидарным фрагментам до усиления риторичности высказываний отца. Маргиналии становятся маркером идентичности В.К. Винса – в каких-то эпизодах эта идентичность соответствует авторской, в других же – противоречит ей. Для расширения контекста исследования в работе привлекаются эго-документы сына, в которых он излагает собственное видение семейной истории.
Об авторе
Е. В. ПотаповаРоссия
Евгения В. Потапова
620014, Екатеринбург, пр. Ленина, д. 51
Список литературы
1. Александер 2012 – Александр Дж. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал. 2012. № 3. С. 6–40.
2. Блинова, Смирнова, Шлегель 2021 – Блинова А.Н., Смирнова Т.Б., Шлегель Е.А. Влияние депортации на идентичность немцев России и Казахстана // Журнал фронтирных исследований. 2021. № 4. С. 91–116.
3. Голубинов 2019 – Голубинов Я.А. Эго-документы как способ конструирования личной и семейной истории: случай Петра и Михаила Герасимовых // Genesis: исторические исследования. 2019. № 12. С. 1–9. URL: https://www.e-notabene.ru/hr/article_31568.html (дата обращения 11 янв. 2023).
4. Енина 2016 – Енина Л.В. Идентичность как дискурсивный концепт и механизмы дискурсивной идентификации // Политическая лингвистика. 2016. № 6. С. 159–167.
5. Кириллов 2011 – Кириллов В.М. Историческая память и самосознание российских немцев (по материалам источников личного происхождения) // Гражданская идентичность и внутренний мир российских немцев в годы Великой Отечественной войны и в исторической памяти потомков / Под ред. А.А. Германа. М.: МНСК-пресс, 2011. С. 322–349.
6. Киссер 2019 – Киссер Т.С. Немцы Урала: этноистория и идентичность. СПб.: МАЭ РАН, 2019. 372 с.
7. Нарский 2012 – Нарский И.В. «Исключительное нормальное» и нормализация исключительного: самоцензура памяти одной немецкой семьи, принудительно депортированной в СССР // Новое литературное обозрение. № 4. 2012. С. 325–336.
8. Рикёр 2010 – Рикёр П. Путь признания: три очерка. М.: РОССПЭН, 2010. 868 с.
9. Рождественская 2009 – Рождественская Е.Ю. Словами и телом: травма, нарратив, биография // Травма: пункты: Сборник статей / Сост. С. Ушакин, Е. Трубина. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 108–132.
10. Hoops, Panagiotidis 2021 – Hoops М., Panagiotidis J. Both German and Russian: second-generation Russian-German identities in Germany // Quaestio Rossica. 2021. Vol. 9. No. 3. P. 845–860.
Рецензия
Для цитирования:
Потапова Е.В. Маргиналии сына в рукописи отца как маркер идентичности. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023;6(3):49-60. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-49-60
For citation:
Potapova E.V. The son’s marginalia in the father’s manuscript as an identity marker. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2023;6(3):49-60. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-3-49-60