Красный защитник «Тэр мину» Данзанравжи (1803–1856)
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-4-63-79
Аннотация
Данзанравджаа (1803–1856), 5-й нойон Хутукту, был известным халхаским монахом, поэтом и основателем монгольского театра. Он написал более 300 работ на монгольском и тибетском языках. В его музее хранятся эти стихи, песни и пьесы, в том числе и философский том. Он посвятил панегирик «Тэр Мину» своему «божеству-покровителю и другу Джамсрану». В статье впервые представлена поэма Данзанравджи «Тэр мину», рассматривается связь этого божества с родословной нойона Хутукту и уделяется особое внимание отношениям Данзанравджи с монастырями Чойлогийн и Галбын. Статья основана на этнографических полевых исследованиях и полуструктурированных интервью с монахами из монастыря Хамар, проведенных в 2019 г. В статье изложено текущее состояние исследований с привлечением новейшей монгольской литературы.
Ключевые слова
Об авторе
М. БатмунхШвейцария
Мунгунчимэг Батмунх, PhD
3012, Берн, Хохшульштрассе, д. 4
Список литературы
1. Altangerel, Z., Khatanbaatar Ch. (eds.) (2013), Dulduityn Danzanravjaa, XIX zuuny Mongolyn nert soyon gegeeruulegch noyon khutugt [Dulduityn Danzanravjaa, the renowned 19th century enlightened noyon incarnation], Vindzor, Mongolia.
2. Batmunkh, M. (2010), Mongolischer Tsam-Tanz: Geschichte, Entwicklung und Gegenwart [The Monogolian Tsam-dance. History, development and present]. PhD dissertation, University of Vienna, available at: https://docplayer.org/46665077-Dissertation-titel-der-dissertation-mongolischer-tsam-tanz-geschichte-entwicklung-und-gegenwart-verfasserin-mag-mungunchimeg-batmunkh.html (Accessed 4 July 2022).
3. Bayasgalan, Sh. (2015), Arvan khangal burkhadyn takhilga [Ritual for of the ten Hangal deities], Admon, Ulaanbaatar, Mongolia.
4. Charleux, I. (2018), Pehar and oracle deities in Mongolia. Paintings of the five kings in Yeke Juu monastery of Hohhot. Mural Art, Philadelphia, USA.
5. Enkhjaral, T. (2016), Erdene bolson gurvan sakhius [three protectors who became jewels], Zanabazar Museum Catalogue 4, Ulaanbaatar, Mongolia.
6. Heissig, W. (1972), Geschichte der Mongolischen Literatur, Bd. 1, Otto Harrassowitz, Wiesbaden, Germany.
7. Helfferich 2014 – Helfferich, C. (2014), Baur, N. and Blasius, J. (eds), Handbuch Methoden der empirischen Sozialforschung, Springer Fachmedien, Wiesbaden, Germany.
8. Kollmar-Paulenz, K. (2007), Zur Ausdifferenzierung eines autonomen Bereichs Religion in asiatischen Gesellschaften des 17. und 18. Jahrhunderts: das Beispiel Mongolen, Schweizerische Akademie der Geistes- und Sozialwissenschaften, Bern, Switzerland.
9. Kollmar-Paulenz, K. (2011), Die Mongolen Von Dschings Khan bis heute, C.H. Beck, München, Germany.
10. Kollmar-Paulenz, K. (2019), Visualizing Non -Buddhist Other: A Historical Analysis of the Shambhala Myth in Mongolia at the Turn of Twentieth Century, Buddhist Art of Mongolia Cross-Cultural Connections, Discoveries and Interpretations, East Asian History and Culture Review, vol. 8, no. 2, pp. 306–338.
11. Khürelbaatar, L. (1996), Ogtorguin tsagaan gardi [The White Garuda of Heaven], Mongolia Institute of language and Literature Academy of Sciences, Ulaanbaatar, Mongolia.
12. Khürelbaatar, L. (2006), Avarga mogoin zulain chandmani [The wish-fulfilling jewel on the Fontanelle of the Giant Snake], Admon, Ulaanbaatar, Mongolia.
13. Kaiser, R. (2014), Qualitative Experteninterviews, Konzeptionelle Grundlagen und praktische Durchführung, Springer Fachmedien, Wiesbaden, Germany.
14. Schartolgoi, A. and Bayanjargal, Sch. (2003), Gobiin tavdugaar Noyon Khutagt Lubsandanzanravjaa [The fifth Noyon khutagt, Lubsandanzanravjaa of the Gobi], Jikom Press, Ulaanbaatar, Mongolia.
15. Batnasan, B. and Samdan, A. (2005), Schaschnyg khamgaalagch nomyg tetgegch ulaan sakhiusny gar devter (Beübüm) [The handbook of the Red Protector, the protector of the religion and a supporter of the teaching], Shambala Association, Copyright, Admon, Ulaanbaatar, Mongolia.
16. Tsagaanderam, G., Barjav, D. and Erdenedalai, E. (eds.) (2013), Dornogovi sudlal-IV [The study of Dornogobi-IV], MigmaPrint, Ulaanbaatar, Mongolia.
17. Wallace, V.A. (2015), Buddhism in Mongolian history, culture, and society, University Press, Oxford, New York, USA.
18. Hamid, Sardar (2007), Danzan Ravjaa: the Fierce Drunken Lord of the Gobi (Uradyn E. Bulag and Hildegard G.M. Diemberger) (eds), Brill NV, Leiden, The Netherlands.
19. Bonz, Jochen, Katharina Eisch-Angus, Marion Hamm, and Almut Sülzle (2017), Ethnografische Gruppensupervision als Methode reflexiven Forschens: Eine Einleitung. Ethnografie und Deutung: Gruppensupervision als Methode reflexiven Forschens, pp. 1–24.
Рецензия
Для цитирования:
Батмунх М. Красный защитник «Тэр мину» Данзанравжи (1803–1856). Фольклор: структура, типология, семиотика. 2022;5(4):63-79. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-4-63-79
For citation:
Batmunkh M. The red protector “Тэр мину” by Danzanravjaa (1803–1856). Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2022;5(4):63-79. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-4-63-79