Мастера сутр цзинши и наставники в Дхарме чандао в категориальной схеме памятника «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов», ок. 530 г.)
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-4-35-52
Аннотация
Китайский исследователь Сян Да в 1940 г. высказал гипотезу о том, что проповеди по сутрам могли отделяться от специфической религиозной среды и бытовать отдельно в виде самодостаточных текстов. Он же обратил внимание на то, что в этом процессе в раннее Средневековье (III–VI вв.) могли принимать участие наставники-чандао. В нашей статье предпринята попытка на материале памятника «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов», начало VI в.) реконструировать критерии, на основании которых летописец определил эту группу монахов. Мы установили ее границы, сравнив наставников-чандао с другими категориями религиозных деятелей из «Гао сэн чжунь»: с мастерами сутр цзинши, с одной стороны, и с декламаторами сунцзин – с другой. В статье доказывается, что понятия чандао и цзинши обозначали особые группы религиозных специалистов, характерных для китайской буддийской общины IV – начала VI в., в то время как сунцзин указывало не на профессионализм, а на личные заслуги и благодать монаха.
Об авторе
П. А. БогомоловРоссия
Павел А. Богомолов
125009, Москва, Газетный пер., д. 5
Список литературы
1. Ван Цзюань 2013 – Ван Цзюань. Гуаньюй «чандао» дэ циши [О различных смыслах понятия чандао] // Чэнда чжунвэнь сюэбао [Научный вестник филологического факультета университета Чэнгун]. 2013. № 41. С. 47–76.
2. Ермаков 1993 – Ермаков М.Е. Культурно-исторический тип монаха (по материалам китайского собрания VI в. «Гао сэн чжуань») // Буддизм в переводах: Альманах. Вып. 2 / Ред.-сост. Е.А. Торчинов. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 385–400.
3. Ермаков 1994 – Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма: По материалам коротких рассказов IV–VI вв. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. 238 с.
4. Рифтин 1970 – Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае. М.: Главная редакция восточной литературы, 1970. 488 с.
5. Сунь Кайди 1956 – Сунь Кайди. Суцзян, шохуа юй байхуа сяошо [Проповеди суцзян, разговоры и литература на байхуа]. [Б.м.]: Цзоцзя чубаньшэ [Writers Publishing House], 1956. 98 с.
6. Сян Да 2001 – Сян Да. Тан дай Чанань юй Сиюй вэньмин: Тан дай суцзян као [Цивилизация Чанъани эпохи Тан и цивилизация Западного края: исследования суцзян эпохи Тан]. Шицзячжуан: Хэбэй цзяоюй чубаньшэ, 2001. 667 с.
7. Чжэнь Ацай 2016 – Чжэнь Ацай. Лунь Дуньхуан вэньсянь дуй чжунго фоцзяо вэньсюэ яньцзю дэ кочжань юй мяньсян [О развитии и направлениях исследований китайской буддийской литературы в свете письменного наследия из Дуньхуана] // Жэньцзянь фоцзяо [Буддизм в миру]. 2016. № 5. С. 102–131.
8. Ши Даоюй 2019 – Ши Даоюй. Цзин-дао дуй чжунго фоцзяо личань дэ инсян – и Лян «Гао сэн чжуань» вэй чжунсинь дэ таньтао [Влияние цзинши и чандао на буддийский ритуал покаяния в Китае] // Юаньгуан фосюэ сюэбао [Научный вестник Института буддологии Юаньгуан]. 2019. № 3. С. 74–100.
9. Gernet 1995 – Gernet J. Buddhism in Chinese society. An economic history from the 5th to the 10th centuries. N.Y.: Columbia University Press, 1995. 441 p.
10. Whitaker 1957 – Whitaker K. Tsaur Jyr and the introduction of Fannbay into China // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1957. Vol. 20. No. 1. P. 585–597.
11. Wright 1954 – Wright A.F. Biography and hagiography. Hui-chiao`s “Lives of eminent monks” // Silver jubilee volume Zinbun–Kagaku–Kenkyusyo / Ed. by Kyōto Daigaku, Jinbun Kagaku Kenkyūjo. Kyoto: Kyoto University, 1954. P. 383–482.
12. Zürcher 2007 – Zürcher E. The Buddhist conquest of China. The spread and adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Leiden: Brill, 2007. 472 p.
Рецензия
Для цитирования:
Богомолов П.А. Мастера сутр цзинши и наставники в Дхарме чандао в категориальной схеме памятника «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов», ок. 530 г.). Фольклор: структура, типология, семиотика. 2022;5(4):35-52. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-4-35-52
For citation:
Bogomolov P.A. Sutra masters Jingshi and Dharma preachers Changdao in the Buddhist monksʼ classification system of “Gao Seng Zhuan” (“Biographies of eminent monks”). Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2022;5(4):35-52. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2022-5-4-35-52