Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Чародейство, обман или безвредная шутка: диалог о магических практиках в следственных делах совестных судов первой половины XIX в.

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-1-10-73

Аннотация

Статья посвящена подробному разбору следственного дела о крестьянине Иване Дулепове, обвиненном Нижегородским совестным судом в «ворожбе» в 1812 г. Сравнивая это дело с материалами Владимирского, Ярославского и других совестных судов конца XVIII – первой половины XIX в., автор выявляет механизмы работы судей с магическими, в первую очередь знахарскими, практиками. Сравнительный анализ документов показал, что принятие судебного решения по делам о колдовстве было связано с «переводом» на юридический язык практики, попавшей в поле зрения совестного судьи, и ее соотнесением с термином «колдовство». В ходе работы выяснилось, что судопроизводственный термин «колдовство» в начале XIX в. включал все вредоносные магические практики и любой случай использования заговоров, если за обвиняемым признавалась вера в их действенность. «Колдовством» не признавались практики лечения без использования каких-либо текстов (травами, солью и др.), а также лечение с помощью молитв, если в качестве знахаря выступал представитель духовенства. В ряде случаев решающей становилась мотивация обвиняемого: так, «шуточная» магия в XIX в. не признавалась наказуемой. Однако при общности системы значений, закрепленных в суде за «магическими практиками», процесс их означивания в ходе расследования был в большой степени вариативен. Сочетание сравнительного анализа документов и подробного разбора одного судебного случая позволило объяснить и вариативность санкций, назначаемых в различных совестных судах за схожие практики. Характер наказания (телесное, церковное) определяла специфическая для конкретного случая связка значений, появляющаяся в ходе расследования: «колдовство» – «грех», «колдовство» – «шарлатанство» и др. Вариативность санкций и неоднозначность определения «колдовства» в судах связаны и с диалогичностью следственного процесса. На примере анализа двух допросных пунктов в показаниях Ивана Дулепова – о призывании нечистой силы и вере обвиняемого в «целительную силу» заговоров – проанализирована диалогическая структура текстов следственных дел и показано, как разные способы прочтения схожих понятий обвиняемым и судьей влияют на понимание магических практик участниками следственного процесса.

Об авторе

Е. А. Кузнецова
Независимый исследователь
Россия

Екатерина А. Кузнецова - независимый исследователь.

Екатеринбург



Список литературы

1. Абрамзон 1998 – Абрамзон Т.Е. Суеверные представления и их осмысление в русской литературе второй половины XVIII в.: Автореф. … канд. филол. наук. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1998. 20 с.

2. Агапкина 2010 – Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М.: Индрик, 2010. 825 с.

3. Бабкова 2014 – Бабкова Г.О. «Обман», «суеверие», «невежество»: преступления против веры в «Уставе благочиния» 1782 г.: (к вопросу об источниках) // О вере и суевериях: сб. статей в честь Е.Б. Смилянской / Сост. В.Е. Борисов. М.: Индрик, 2014. С. 179–207.

4. Ефремова 2019 – Ефремова И.С. «Охота на ведьм» в Курском наместничестве в XVIII в.: (по материалам городового магистрата и совестного суда) // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). URL: http://scientificnotes.ru/#new-number?id=137 (дата обращения 1 янв. 2021).

5. Живов 2002 – Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 754 с.

6. Лавров 2000 – Лавров А.С. Колдовство и религия в России: 1700–1740 гг. М.: Древлехранилище, 2000. 576 с.

7. Мельникова 2006 – Мельникова Е.А. Отчитывание бесноватых: практики и дискурсы // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 220–263.

8. Михайлова 2006 – Михайлова Т.В. Магические практики: преступление и повседневность: (по материалам «волшебных дел» второй половины XVIII в.) // Сны Богородицы: исследования по антропологии религии / Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2006. С. 32–52.

9. Михайлова 2018 – Михайлова Т.В. От колдуна до шарлатана: колдовские процессы в Российской империи XVIII в. (1740–1800). СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2018. 183 с.

10. Мороз 2000 – Мороз А.Б. Представления о грехе в современной традиционной культуре Русского Севера // Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. статей / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Пробел, 2000. С. 195–206.

11. Панченко 2002 – Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2002. 544 с.

12. Покровский 1987 – Покровский Н.Н. Тетрадь заговоров 1734 г. // Научный атеизм, религия и современность / Отв. ред. А.Т. Москаленко. Новосибирск: Наука, 1987. С. 239–266.

13. Покровский 2005 – Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. Новосибирск: Сова, 2005. 344 с.

14. Рустемайер 2012 – Рустемайер А. Преступник в оптике Просвещения: Нормотворчество административной элиты в отношении девиантного поведения в российской провинции XVIII в. // Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII в. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 433–465.

15. Смилянская 2006 – Смилянская Е.Б. О концепте «суеверие» в России века Просвещения // Сны Богородицы: исследования по антропологии религии / Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова. СПб.: Изд-тво Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2006. С. 19–32.

16. Смилянская 2016 – Смилянская Е.Б. Волшебники, богохульники, еретики в сетях российского сыска XVIII в. М.: Ломоносов, 2016. 384 с.

17. Старикова 2013 – Старикова Н.В. Совестный суд в судебной системе Екатерины II: (по материалам Нижегородской губернии) // Вестник Мининского университета. 2013. № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/432/408 (дата обращения 1 января 2021).

18. Топорков 2005 – Топорков А.Л. Заговоры в русской рукописной традиции XV–XIX вв.: История, символика, поэтика. М.: Индрик, 2005. 473 с.

19. Христофорова 2010 – Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: РГГУ, 2010. 432 с.

20. Dixon 2008 – Dixon S. Superstition in Imperial Russia // The religion of fools? Superstition past and present / Ed. by S.A. Smith, A. Knight. Oxford: Oxford University Press, 2008. P. 207–228.

21. Frank 1999 – Frank S. Crime, cultural conflict, and justice in rural Russia, 1856–1914. Berkeley: University of California Press, 1999. 396 p.

22. Ginzburg 1989 – Ginzburg C. The inquisitor as anthropologist // Ginzburg C. Clues, myths and the historical method. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1989. P. 156–164.

23. Kivelson 2013 – Kivelson V. Desperate magic. The moral economy of witchcraft in 17th-century Russia. London: Cornell University Press, 2013. 349 p.

24. Ramer 1991 – Ramer S.C. Traditional healers and peasant culture in Russia, 1861–1917 // Peasant economy, culture, and politics of European Russia, 1800–1921. Princeton: Princeton University Press, 1991. P. 207–232.

25. Voltmer 2016 – Voltmer R. The witch in the courtroom. Torture and the representations of emotion // Emotions in the history of witchcraft. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2016. P. 97–116.

26. Worobec 2001 – Worobec C. Possessed. Women, witches, and demons in imperial Russia. DeKalb, IL: Northern Illinois University Press, 2001. 288 p.

27. Worobec 2013 – Worobec C. The 1850s prosecution of Gerasim Fedotov for witchcraft // Russian History. 2013. Vol. 40. No. 3–4. P. 381–397.

28. Worobec 2016 – Worobec C. Decriminalizing witchcraft in pre-emancipation Russia // Späte Hexenprozesse: Der Umgang der Aufklärung mit dem Irrationalen. Bielefeld: Verlag für Regionalgeschichte, 2016. P. 281–308.


Рецензия

Для цитирования:


Кузнецова Е.А. Чародейство, обман или безвредная шутка: диалог о магических практиках в следственных делах совестных судов первой половины XIX в. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2023;6(1):10-73. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-1-10-73

For citation:


Kuznetsova E.A. Sorcery, deception or harmless joke. Dialogue about magical practices in Court of Equity’s cases in the first half of the 19th century. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2023;6(1):10-73. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2023-6-1-10-73

Просмотров: 279


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)