Предки: мифологические персонажи и их названия в устной традиции коми-пермяков
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-4-10-39
Аннотация
Предки как особый тип мифологических персонажей занимают важное место в системе традиционных представлений коми-пермяков. Публикации, архивные и полевые записи конца ХХ – начала ХХI в. содержат различные наименования этой категории умерших, используемые коми-пермяками в фольклорно-мифологических нарративах на родном и русском языках. В качестве наименований родовых и коллективных предков могут употребляться русские заимствования (покойниккез, родителлез). Номинации умерших, требующих поминовения, образуются от микротопонимов, которыми обозначаются места предполагаемого самозахоронения первопоселенцев / древнего народа. В их названия входит компонент важ ‘старый’ (важ
отир, важжез, важ-важжез). В отдельных случаях в качестве коллективных предков выступают мифологизированные первые жители края – чудь (чуддэз, чудскöй народ). Трудность лексикографического описания подобных названий связана с тем, что значительная их часть представляет собой общеупотребительные слова и словосочетания, мифологическая семантика которых является вторичной и актуализируется только в определенных контекстах. Номинации умерших в коми-пермяцких фольклорно-мифологических рассказах о предках приобретают новые значения: ‘люди, которых поминают для избавления от кары (мыжи)’, ‘люди, которые могут покарать (мыжйыны) и нуждаются в поминовении’ и др. Анализ номинаций и речевых контекстов позволяет уточнить метакатегорию предков применительно к коми-пермяцкой традиции. В узком значении она включает покойных родственников, в широком – прочих умерших, проживавших на данной территории (в том числе отделенных хронологической дистанцией и/или этнически «чужих»). Их объединяет наличие места погребения, которое становится предпочтительным местом ритуальной коммуникации со стороны живых. Взаимодействие с предками происходит с помощью поминального обряда и осуществляется либо с профилактической целью, либо для избавления от посланного ими наказания.
Об авторах
Светлана Ю. КоролёваРоссия
Анастасия В. Кротова-Гарина
Россия
Список литературы
1. Анисимов Н.В. Поминальный обряд чекан в этнокультурном ландшафте удмуртской деревни // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 1. С. 145-156. DOI: https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.1.012.
2. Анисимов Н. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 2017. 386 с.
3. Белова О.В. Инородцы // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 т. Т. 2 / Под общ. ред. Н.И. Толстого; отв. ред. С.М. Толстая. М.: Международные отношения, 1999. С. 414-418.
4. Беломестнова А.С., Королёва С.Ю., Чуйкина Е.В. Петух на чудском городище: (об орнитоморфных мотивах в русских и коми-пермяцких преданиях о кладах) // Филологические заметки. 2018. Т. 16. № 2. С. 53-71.
5. Березович Е.Л. О некоторых аспектах концепта чуда в языковой и фольклорной традиции Русского Севера // Концепт чуда в славянской и еврейской традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Сэфер, 2001. С. 95-115.
6. Березович Е.Л. Чудь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 т. Т. 5 / Под общ. ред. Н.И. Толстого; отв. ред. С.М. Толстая. М.: Международные отношения, 2012. С. 560-562.
7. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифоритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. 431 с.
8. Вишневский Б.К. К топонимике Коми-Пермяцкого края // Сборник отделения русского языка и словесности АН СССР: (В честь акад. А.И. Соболевского ко дню 70-летия). Т. 101. № 3. Л.: [Б. и.], 1928. С. 295-298.
9. Владыкина Т.Г., Глухова Г.А. Ар-год-берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2011. 318 с.
10. Габбасов С., Гагарин В. Культ предков комипермяков Кочёвского района. URL: https://nsportal.ru/kultura/bibliotechno-informatsionnye-resursy/library/2018/01/17/statya-kultpredkov-komi-permyakov (дата обращения 3 марта 2021).
11. Голева Т.Г. Предания коми-пермяков о древнем населении Прикамья в современных записях // Этнокультурное наследие пермских финнов: Материалы Всерос. науч. конф. «Этнокультурное наследие пермских финнов в истории России», посв. 80-летию Л.С. Грибовой и 25-летию сектора истории и культуры коми-пермяцкого народа / Сост. С.М. Аристова. Кудымкар: [Б. и.], 2013. С. 139-143.
12. Грибова Л.С. Культ «древних» у коми-пермяков: (Доклады XVII Международного конгресса антропологических и этнографических наук). М.: Наука, 1964. 7 с.
13. Жуланова Н.И. Поминание «старых» у коми-пермяков // Религиозный опыт народной культуры: Образы. Обычаи. Художественная практика / Отв. ред. Н.Ю. Данченкова. М.: Изд-во ГИИ, 2003. С. 149-172.
14. Качинская И.Б. Дедки-прадедки: обозначения предков в архангельских говорах // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: Материалы междунар. науч. конф. / Отв. ред. Е.Л. Березович. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2009. С. 117-118.
15. Климов В.В. Олан вужжез (корни бытия): Этнографические заметки о коми-пермяках. Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. издво, 2007. 368 с.
16. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2005. 254 с.
17. Королёва С.Ю. Народные поминальные молитвы комипермяков и мифо-ритуальный контекст их бытования // Коми-пермяцкий этнографический сборник / Под ред. А.В. Черных, А.С. Лобановой. СПб.: Маматов, 2014. С. 115-162. (Труды Института языка, истории и традиционной культуры коми-пермяцкого народа, вып. 10)
18. Королёва С.Ю., Колегова О.А. Память о средневековых набегах и «убиенных родителях» в Северном Прикамье: церковный культ, народные практики, фольклорные нарративы // Slavica Slovaca. 2020. № 3. С. 385-398.
19. Ложкина Е.С., Рассыхаев А.Н. Коми-пермяцкий обряд «черешлан» в косинской и кочёвской локальной традициях // Известия Общества изучения Коми края. Вып. 14. Сыктывкар: [Б. и.], 2014. С. 103-109.
20. Мифология коми / Авт.-сост. А.Н. Власов, И.В. Ильина, Н.Д. Конаков и др.; науч. ред. В.В. Напольских. М.; Сыктывкар: ДИК, 1999. (Сер. Энциклопедия уральских мифологий, т. 1)
21. Панченко А.А. Паны, литовцы, чудаки и прочие: кто все эти люди и что все это значит? (Псевдоэтнонимы и коллективная память в русской крестьянской культуре) // Россия - Запад - Восток: литературные и культурные связи. Вып. 1: Межэтнические и межконфессиональные связи в русской литературе и фольклоре / Редкол. В.Е. Багно и др. СПб.: Изд-во Ин-та русской литературы (Пушкинского Дома), 2013. С. 127-136.
22. Подюков И.А. О некоторых особенностях коми-пермяцкой хрононимики // Филологические заметки. 2017. Т. 15. № 2. С. 47-55.
23. Полякова Е.Н. Проблема пермской чуди в лингвистическом аспекте // Вопросы лингвистического краеведения Прикамья. Вып. 1. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ин-та, 1974. С. 124-131.
24. Пономарёва Л.Г. Речь северных коми-пермяков. М.: Языки народов мира, 2016. 514 с.
25. Раденкович Л. Великаны, дикие и иные «чужие» люди // Etnolingwistyka: Problemy języka i kultury. 2008. Т. 20. S. 95-106.
26. Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Joensuu: Joensuun yliopistopaino, 1997. 397 с.
27. Чагин Г.Н. В.П. Налимов и этнография иньвенских комипермяков // Очерки по этнографии финно-угорских народов / Ред.сост. А.Е. Загребин, В.Э. Шарапов. Ижевск; Сыктывкар: Изд-во Удмуртского ин-та истории, языка и литературы УрО РАН, 2010. С. 147-167.
28. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: очерки этнокультурного развития в XIX-XX вв. Пермь: Тип. купца Тарасова, 2002. 304 с.
29. Чугаева С.В. Важ важжез касьтылöм - поминание предков на культовых местах коми-пермяков // Сакральная география в славянской и еврейской культурных традициях / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Сэфер, Ин-т славяноведения РАН, 2008. С. 260-271.
30. Юсьва - лебединая река: Сборник трудов и материалов по традиционной культуре жителей Юсьвинского района / Авт.сост. Е.Н. Баяндина, А.М. Белавин, Е.А. Васильева, Н.В. Падерина, И.А. Подюков, С.В. Хоробрых. Усолье: [Б. и.], 2015.
31. Kõiva M. There and back again: little people in mythology and fiction // Between the worlds: magic, miracles, and mysticism. Vol. 2 / Ed. by M. Maeva et al. Sofia: IEFSEM - BAS & Paradigma, 2020. P. 402-421.
Рецензия
Для цитирования:
Королёва С.Ю., Кротова-Гарина А.В. Предки: мифологические персонажи и их названия в устной традиции коми-пермяков. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021;4(4):10-39. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-4-10-39
For citation:
Koroleva S.Yu., Krotova-Garina A.V. Ancestors: mythological figures and their names in the Komi-Permyak oral tradition. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2021;4(4):10-39. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-4-10-39