Preview

Фольклор: структура, типология, семиотика

Расширенный поиск

Эволюция героев армянского эпоса

https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-3-97-106

Аннотация

Цель настоящей статьи – показать нисходящую эволюцию героев эпоса, от богов до героев анекдота. Великие герои первого армянского эпоса – этногонического предания – Гайк, Арам и Ара Прекрасный, очевидно, эпизированные образы древних, исконных богов, которые после изменения религиозной системы – внедрения иранского пантеона – перешли на более низкий уровень героев эпоса. Это же явление наблюдается после принятия христианства: бог Вахагн во втором древнем эпосе «Випасанк» выступает как сын царя Тиграна, а вариант имени бога Михра (Мгер) носят два героя третьего эпоса «Сасунские безумцы» («Давид Сасунский»). Некоторые боги и герои, особенно после христианизации, были демонизированы, а некоторые перешли в сказку. В эпоху эллинизма в Армении, как и в некоторых других странах, цари обожествлялись: например, Тигран Великий был обожествлен как Вахагн. Это явление странным образом повторилось в СССР: Ленин и Сталин, можно сказать, были обожествлены. Одновременно они выступали героями эпических произведений и сказок. Но эпоха Хрущева и осуждение «культа личности» стали концом советской героической эпики: Сталин был демонизирован, а потом стал актуальным другой жанр фольклора – анекдот. Его основной мишенью были новые руководители СССР, но Ленин и Сталин продолжали оставаться важными образами.

Об авторе

Армен Е. Петросян
Институт археологии и этнографии НАН Республики Армения
Россия


Список литературы

1. Арутюнян С.Б. Армянская мифология. Бейрут: Изд. В. Сетян, 2000. (на арм. яз.).

2. Иванов Вяч.Вс. Использование для этимологических исследований сочетаний однокоренных слов в поэзии на древних индоевропейских языках // Этимология 1967 / Отв. ред. О.Н. Трубачев. М.: Наука, 1969. С. 40-56.

3. Иванов Вяч.Вс. Илия // Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М.: Советская энциклопедия. 1980. С. 504-506.

4. Петросян А.Е. Отражение индоевропейского корня *wel- в армянской мифологии // Вестник общественных наук Арм. ССР. 1987. № 1. С. 56-70.

5. Петросян А.Е. Тир и Маштоц: бог писцов и создатель письменности (на арм. яз.) // Армянские письмена: Материалы Международной конференции, посвященной 1600-летию изобретения армянской письменности, Ереван, 2005. Ереван: Изд-во НАН, 2006. С. 41-53.

6. Петросян А.Е. Армянские духи Каджи: образ и название // Вопросы ономастики. 2018. Т. 15. № 1. С. 51-64.

7. Петросян А.Е. К реконструкции имени и образа одного великого бога в древнейшей армянской традиции // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 1. С. 7-18.

8. Петросян А.Е. Древнейшие источники армянского эпоса (на арм. яз.). Ереван: Изд. Ин-та археологии и этнографии НАН РА, 2020.

9. Петросян А.Е. Соссюровские анаграммы «песни Вахагна» // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XXIV: Чтения памяти профессора И.М. Тронского / Отв. ред. Н. Казанский. СПб.: ИЛИ РАН, 2020. С. 181-189.

10. Саркисян Г.Х. Обожествление и культ царей в древней Армении // Вестник древней истории. 1966. № 2 (96). С. 3-26.

11. Martirosyan H.K. An Armenian Theonym of Indo-European Origin. Ayg ‘Dawn Goddess’ // Aramazd. Armenian Journal of Near Eastern Studies (AJNES). 2014. Vol. 8. Issues 1-2. P. 219-224.

12. Petrosyan A.E. The Indo-European and Ancient Near Eastern Sources of the Armenian Epic // Journal of Indo-European Studies. Monograph Series. Monograph no. 42. Washington: Institute for the Study of Man, 2002.

13. Petrosyan A.E. State Pantheon of Greater Armenia: Earliest Sources // Aramazd. Armenian Journal of Near Eastern Studies. 2007. No. 2. P. 174-201.

14. Petrosyan A.E. Forefather Hayk in the Light of Comparative Mythology // Journal of Indo-European Studies. 2009. Vol. 37. No. 1-2. P. 155-163.

15. Petrosyan A.E. The problem of Armenian origins // Journal of Indo-European Studies. Monograph Series. Monograph no. 66. Washington: Institute for the Study of Man, 2018.


Рецензия

Для цитирования:


Петросян А.Е. Эволюция героев армянского эпоса. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021;4(3):97-106. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-3-97-106

For citation:


Petrosyan A.E. Evolution of the heroes of Armenian epic. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2021;4(3):97-106. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-3-97-106

Просмотров: 250


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-5294 (Print)