«Но вижу твой жребий на светлом челе...»: топос «прорицатель на пути войска» в германской и кельтской традиции - история и/или миф
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-3-49-69
Аннотация
В статье анализируются структурные изменения, внесенные А.С. Пушкиным в исходный текст: описание предречения «смерти от коня» князю Олегу в «Повести временных лет» (далее – ПВЛ). Автор обращает внимание на то, что в отличие от летописи в тексте баллады изображен не «свой» прорицатель, а чуждый этнически славянский волхв. Таким образом, предречение из уст иноязычного мага может рассматриваться как своего рода проклятие. Кроме того, в отличие от изображения эпизода в ПВЛ, у Пушкина описана встреча с волхвом, появляющимся на пути у идущего в поход войска. В работе приводятся параллели к данной выявленной автором модели и описываются аналогичные эпизоды как из истории Рима, так и из эпических памятников («Песнь о Нибелунгах», ирландские саги). В качестве основных отличий баллады Пушкина от приведенных эпизодов, не нарушающих мотивного кластера выделенной нарративной схемы, в статье отмечаются: 1. Во всех приведенных примерах встреча происходит у брода. 2. Во всех приведенных примерах прорицатель женского пола. Автор пытается найти источники для пушкинского текста вне собственно русской истории. В качестве предварительного вывода ставится вопрос о возможности бессознательной реализации мотивных схем.
Об авторе
Татьяна А. МихайловаРоссия
Список литературы
1. Андрианова З.А. Перечитывая «Предание о смерти Олега» («Повесть временных лет») // Ученые записки Витебского государственного университета им. П.М. Машерова. Серия «Филология». 2003. Т. 2. С. 112-119.
2. Бахтин М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 300 с.
3. Веселовский С.Б. Род и предки А.С. Пушкина в истории. М.: Наука, 1990. 336 с.
4. Гроссман Л.П. Пушкин. М.: Молодая гвардия, 1960. 527 с.
5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1989. 764 с.
6. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики / Пер. с фр. И. Стаф. СПб.: Алетейя, 2003. 544 с.
7. Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974. 342 с.
8. Мейлах М.Б. Поэзия и власть // Мейлах М.Б. Поэзия и миф: Избранные статьи. М.: ЯСК, 2017. С. 71-95.
9. Мельникова Е.А. Олгъ/Ольгъ/Олег{halg} Вещий: к истории имени и прозвища первого русского князя // Ad Fontem. У источника: Сб. статей в честь С.М. Каштанова / Ред. Л.В. Столярова и др. М.: Наука, 2005. С. 138-146.
10. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. Е.Н. Егоровой и др. М.: АСТ, 2006.
11. Михайлова Т.А. Знамения смерти в кельтской эпической и фольклорной традиции // Представления о смерти и локализация иного мира у древних кельтов и германцев / Отв. ред. В.П. Калыгин, Т.А. Михайлова. М.: ЯСК, 2002. С. 253-314.
12. Неклюдов С.Ю. Легенда о вещем Олеге: опыт исторической реконструкции // Con amore: Историко-филологический сборник в честь Любови Николаевны Киселевой. М.: ОГИ, 2010. С. 366-395.
13. Неклюдов С.Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. М.: Форум, 2015. 214 с.
14. Немзер А.С. «Песнь о Вещем Олеге» и ее следствия // Acta Slavica Estonica IV: Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение IX: Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон. Тарту, 2013. С. 233-301.
15. Немировская К.А. «Песнь о Вещем Олеге» и летописное сказание // Ученые записки Ленинградского гос. пед. ин-та им. А.И. Герцена. Л., 1949. Т. 76. С. 13-56.
16. Николаев Д.С. Автоматическое выявление мифологических мотивов со сходным пространственным распределением и дистрибутивные кластеры мотивов // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2019. Т. 2. № 1. С. 46-61.
17. Петрухин В.Я. Русь христианская и языческая: историко-археологические очерки. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2019. 608 с.
18. Пчелов Е. Олег Вещий: Великий викинг Руси. М.: Молодая гвардия, 2018. 259 с.
19. Томашевский Б. Пушкин: В 2 т. Т. 2: Юг, Михайловское. М.: Художественная литература, 1990. 380 с.
20. Carey J. The Encounter at the Ford. Warriors, Water and Women // Éigse. 2004. Vol. 34. P. 10-24.
21. Cross T.P. Motif-Index of Early Irish Literature. Bloomimgton, Indiana: Indiana University, 1969.
22. Duszko W. Viking Rus. Studies on the Presence of Scandinavian in Eastern Europe. Leiden: Brill, 2004.
23. Kaliff A., Oestigaard T. The Great Indo-European Horse Sacrifice. 4000 Years of Cosmological Continuity from Sintashta and the Steppe to Scandinavian Skeid. Uppsala: Uppsala Univeristet, 2020. 320 p.
24. Lysaght P. The Banshee. The Irish Supernatural Death Messenger. Dublin: O’Brien Press, 1996. 433 р.
25. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. Toward the Codification of Theory and Research. Columbia University: The Free Press, 1949.
26. Watt J.A. Gaelic Polity and Cultural Identity // A New History of Ireland. Vol. 2: Medieval Ireland, 1169-1534. Oxford: Oxford University Press, 1993. P. 314-351.
Рецензия
Для цитирования:
Михайлова Т.А. «Но вижу твой жребий на светлом челе...»: топос «прорицатель на пути войска» в германской и кельтской традиции - история и/или миф. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021;4(3):49-69. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-3-49-69
For citation:
Mikhailova T.A. “On thy bright brows I read thy doom...”. The topos “The prophet on the troops’ way” in the Germanic and Celtic traditions - a history and/or a myth. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2021;4(3):49-69. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-3-49-69