Шаманские практики народа тампуан: по архивным материалам М.В. Станюкович
https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-2-131-145
Аннотация
Тампуан являются коренным малочисленным народом Камбоджи, проживающим преимущественно в северо-восточной провинции Ратанакири. Именно туда, к местам поселения народа тампуан, летом 2015 г. совершила экспедицию группа ученых (специалистов из ИЛИ РАН, ИЯз РАН, МАЭ РАН) с целью собрать сведения о языке, культуре и быте данного народа. Культурный аспект подробно изучала М.В. Станюкович (МАЭ РАН).
В ходе экспедиции были записаны фольклорный материал и несколько интервью с представителями народа тампуан, в том числе и весьма объемные интервью с местным шаманом Сарыаном и его дочерью, проживающими в деревне Ла’эн Краен. Шаманизм и в наши дни продолжает играть большую роль в повседневной жизни и культуре малых народов Камбоджи. В данной статье мы бы хотели рассказать о шаманизме на примере того, как эта традиционная форма религии сохранилась среди народа тампуан.
В повседневной жизни тампуаны общаются друг с другом, используя родной язык, но при этом они владеют и государственным языком Камбоджи – кхмерским. М.В. Станюкович не владеет кхмерским, поэтому она работала с помощью переводчика-кхмера Саата Со.
До прошлого года интервью не были расшифрованы и проанализированы. После продолжительной работы над расшифровкой двух интервью нам удалось установить, что шаманизм коренного малочисленного народа Камбоджи тампуан представляет собой совокупность следующих элементов: посвящение в шаманы, проведение обрядов жертвоприношений, лечение больных людей.
Список литературы
1. Дмитренко С.Ю. «Бетельная» лексика в современном кхмерском языке: базовая терминология // Бетель, кава, кола, чат: Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира / Отв. ред. и сост. М.В. Станюкович, ред. А.К. Касаткина. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 89-108.
2. Ревуненкова Е.В. Ритуально-символическая роль бетеля в Малайско-Индонезийском регионе в прошлом и настоящем // Радловский сб. / Отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб.: МАЭ РАН, 2008. С. 459-463.
3. Ревуненкова Е.В. Шаманизм, культура, этнические контакты в Евразии // Индонезия и Малайзия - перекресток культур: Сб. ст. / Под ред. М.В. Станюкович, А.К. Касаткиной. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 522-536. (Маклаевский сб. Вып. 2.)
4. Станюкович М.В. «Сын бетельного ореха и листа бетеля»: символика Areca Сatechu и Piper Betle в фольклоре и традиционной культуре ифугао и других народов Филиппин // Acta Linguistica Petropolitana: Тр. Ин-та лингвист. исслед. РАН / Отв. ред. Н.Н. Казанский. Т. 6. Ч. 1. СПб.: Наука, 2010. С. 306-340.
5. Станюкович М.В. Комплексные экспедиции к малым народам Филиппин и Камбоджи 2014-2015: этнография, фольклористика, этнолингвистика, этноботаника // Тез. науч. конф. «Теория и практика исследования этнокультурных комплексов», посвящ. 65-летию со дня рождения В.А. Козьмина / Под ред. И.И. Верняева, С.Б. Егорова, А.Г. Новожилова, Н.А. Попова. Санкт-Петербург, 24-26 декабря 2015 г. СПб.: СПБГУ, 2015. С. 17-19.
6. Findly E.B. Tending the spirits. The shamanic experience in Northeastern Laos. Bangkok: White Lotus, 2016. 250 p.
Рецензия
Для цитирования:
Лукина А.А. Шаманские практики народа тампуан: по архивным материалам М.В. Станюкович. Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021;4(2):131-145. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-2-131-145
For citation:
Lukina A.A. The shamanic practices of the Tampuan people. Based on the archival materials of M.V. Stanyukovich. Folklore: Structure, Typology, Semiotics. 2021;4(2):131-145. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2658-5294-2021-4-2-131-145